Логика с элементами STEM - образования (дошкольное отделение)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА
ГОРОДА ТОМСКА
634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru
ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001

Принята на заседании
педагогического совета
от 31.08.2023 г.
Протокол №1

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №11
им. В.И. Смирнова г. Томска
____________ А.Ю. Ястребов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Логика с элементами STEM - образования»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 учебных года

Автор – составитель:
Гаус Наталья Анатольевна,
Педагог дополнительного образования

г. Томск, 2023

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………...............3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………...8
1.3. Содержание программы……………………………………………......................................9
1.3.1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)………...9
1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)………..11
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………………….14
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)…………………………….14
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)………………...…………...14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………..15
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет……………………………….15
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет……………………………….23
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………31
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………..31
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…………………….31
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...31
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………31
2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...31
2.6. Список литературы…………………………………………………………………….…….36

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Логика с элементами STEM образования» - социально – гуманитарной направленности ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном
совершенствовании.
В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа
«Логика с элементами STEM - образования» является одним из условий «для вовлечения
детей в практику развития лидерских качеств», для «формирования у обучающихся
навыков связанных с интеллектуальным развитием, формированием общей культуры
человека».
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников
образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). В
ходе программы воспитанники начинают понимать, как можно применить научные
методы на практике. По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили
желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной
программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС
ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»), а именно:
 с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»;
 п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
 п.2.7. «исследование объектов окружающего мира (признаков объекта, предмета:
цвет, величина, форма, выделение количественных характеристик множеств
объектов, пространственное расположение предметов и их частей и т.д.)».
Практическая значимость программы «Логика с элементами STEM - образования»
заключается в том, что она способствует развитию логического, пространственного
мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения (палочек
Кюизенера, логических блоков Дьенеша, «Дары Фрёбеля»). Палочки Кюизенера,
логические блоки Дьенеша «Дары Фрёбеля» являются эффективными дидактическими
средствами логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими
логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение,
умозаключение,
доказательство;
удовлетворяют
потребность
в
активности,
инициативности, самостоятельности, общении. У детей дошкольного возраста при
помощи данных игр формируется естественно-научная картина мира и развивается
пространственное мышление.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Логика с
элементами STEM - образования», составленная с опорой на положения Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет
способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как
необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Отличительная особенность программы «Логика с элементами STEM образования» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов
и приемов. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и
творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием,
1.1.

3

творческими, проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира
дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в
специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении,
конструировании и др.). Преимущество STEM – образования в том, что в итоге
происходит развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательноисследовательской деятельности, а также развитие критического мышления, у
дошкольников формируется умение получать необходимую информацию, анализировать
её и применять полученную информацию в практической деятельности. Продвижение
каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это
позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления
независимо от исходного уровня развития ребенка.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в
программе являются следующие подходы и концепции: программа «Логика с
элементами STEM - образования» является модифицированной, построенной на основе
программы математического развития Михайловой З.А. и Тихомировой Л.Ф. «Логика».
Программа «Логика с элементами STEM-образования» разработана с учетом
следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101);
 Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16);
 ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от
01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги,
предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту
образования администрации Города Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об
утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в
отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент
образования администрации Города Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от
24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города
Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги
муниципальных
учреждений,
подведомственных
департаменту
образования
администрации Города Томска»;
 Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска

4

Возрастные особенности:
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают
осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются
смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося
материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны
выделять основные части
предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на
основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут
испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если
сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно
выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие
стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
5

изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного возраста способны
рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения
не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй
речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые
жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и
т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем
может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную
линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта
роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может
по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,
космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
6

балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.
д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть
украшена различными деталями.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе
сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет
осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;
способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному
замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы
сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально
обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления
их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного
материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному
замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и
животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное
мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30
минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в
этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
Формируется навык коллективной работы в синтезе с индивидуализацией, умение
договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными
фактами, т.е. формируется навык культуры дискуссии и навык «сублимированного
вывода».
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой
идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста
ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года
обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128
часов (64 часа на каждый учебный год).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
7

Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с октября по май
включительно.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
1. Формировать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать,
обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
2. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
3. Совершенствовать произвольное внимание, память.
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний.
5. Совершенствовать навыки коммуникации, умения общаться.
6. Развивать способность к анализу собственной деятельности.

8

1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год
обучения (возраст 5-6 лет)
№
Название раздела, темы
Формы
Содержание
Количест
проверки
во часов
реализац
Практика
ии
програм
мы
1.

Развитие
«Сложи
узор»
(кубики 6
комбинаторных способностей путём
Никитина), «Коврик» (палочки
комбинирования цвета и формы.
Кюизенера).

Развитие
Игры на поиск недостающего
наблюдательности,
творческого
элемента: «Чего не хватает»,
воображения.
«Что пропущено»

Развитие
умения
Игры с блоками Дьенеша:
выявлять и абстрагировать свойства,
«Помоги
муравьишкам»,
следуя алгоритму.
«Страна муравия», «Построй

Развитие
дорожку» и др.
пространственного
воображения,
Игры
–
головоломки:
сообразительности, смекалки.
«Танграм», «Колумбово яйцо»

Развитие
умения
и др.
анализировать
свойства
Словесно – логические игры и
изображений, рассказывать о том,
упражнения:
«Что
что их объединяет.
объединяет?»
2.

Развитие
Игры с блоками Дьенеша, с 6
аналитической
деятельности,
игрушками,
картинками»:
умения классифицировать объекты.
«Засели домики», «Заполни

Освоение
приёмов
аквариумы» и др.
конструирования
геометрических
«Необычные фигуры» (блоки
фигур (алгоритм действий).
Дьенеша)

Развитие
умения
«Подбери заплатку к коврику»,
осуществлять
зрительно
–
«Чего не хватает».
мысленный анализ.
Игры – головоломки со

Развитие
счётными палочками.
комбинаторных способностей.
Словесно – логические игры и
Развитие речи, памяти, внимания.
упражнения
3.
«Кубики
для
всех», 6

Развитие
умения
Конструкторы:
«Лего»
и
мыслить
пространственными
другие
объёмные
образами (объёмными фигурами).
конструкторы.

Развитие
умения
«Найди отличия», «Четвёртый
сравнивать.
лишний»; игры с блоками: «Две
Развитие речи, внимания.
дорожки», «Поймай тройку».
Логические задачи.
4.

Развитие
Игры с «цветными числами»
6
комбинаторных
способностей,
(палочки Кюизенера).
сообразительности,
творческого
«Игры – головоломки», «Что
воображения,
изменилось».

Развитие
«Чудесный мешочек», «Что
пространственного
воображения,
получится,
если….»
сообразительности, смекалки.
(упражнения со счётными
9


Развитие
аналитических
способностей,
умения
определять
результат
деятельности.
Развитие речи, мышления

палочками).
Словесно – логические игры и
упражнения:
«Закончи
предложение», «Дополни ряд».
Игры
с
числовым
кубиком и фишками.
Игры:
«Чего
не
хватает»,
«Четвёртый
лишний».
Планы – схемы: «Куда
села муха?», «Где спрятался
Мишка?» и т.д.
Словесно – логические игры и
упражнения: «Почему один
лишний?», «Назови, одним
словом».
«Геоконт», «Танграм»,
«Колумбово яйцо» и другие
подобные игры.
Игры
с
палочками
Кюизенера: «Весёлый поезд»,
«Составь число» и т.д.
Игры с блоками Дьенеша:
«Помоги фигурам выбраться из
леса», «Загадки без слов», «Где
спрятался
Джерри?».
Словесно – логические игры и
упражнения : «Подбери слово
по аналогии»
«Чудесный мешочек»,
«Что изменилось».
Игры
с
блоками:
«Дорожки», «Домино», Игры с
картинками, с игрушками:
«Чем
похожи
и
чем
отличаются»
Игра
«Геоконт»,
упражнения на листе в клетку.
Словесно – логические игры и
упражнения: «Найди нужное
слово», «Кто самый, самый?»,
«Лишнее слово».
Палочки Кюизенера»,
картинки, игрушки, цифры.
Упражнения
на
сравнение двух групп фигур,
упражнения с кругами Эйлера.
Игры
с
блоками
Дьенеша: «Найди свой гараж»,
«Найди
свой
домик»,
«Дерево»

5.

Развитие
умения
кодировать практические действия
числами.

Развитие
умения
осуществлять
зрительно
–
мысленный анализ

Развитие
умения
ориентироваться в пространстве в
соответствии с планом.
Развитие речи, мышления.
6.

Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
внимания,
умения
мыслить образами.

Развитие
у
детей
представления о числе на основе
счёта и измерения.

Развитие
умения
разбивать множество на классы по
совместимым свойствам.
Развитие речи, мышления.
7.

Развитие
произвольного
внимания,
зрительной памяти.

Развитие
умения
выделять и абстрагировать свойства
объекта, сравнивать по заданным
свойствам.

Освоение
понятий:
точка, прямая линия, отрезок, луч.
 Развитие слухового внимания,
памяти, речи.
8.


Развитие
умения
устанавливать зависимость между
количеством и числом.

Развитие
умения
анализировать группы объектов,
устанавливать закономерность в
наборе признаков.

Развитие
умения
классифицировать, используя при
10

6

6

64

6

этом кодовые карточки.
Развитие умения быстро подбирать
нужное слово.

Словесно – логические игры и
упражнения:
«Скажи
наоборот», «Продолжи ряд».
Дидактические игры с 8
«Дары Фрёбеля»: «Боулинг»,
«Кормушка
для
птиц»,
«Посади
дерево»,
«Дни
недели». Игры на состав числа
( от 1 до 5).
«Игры:
«Что
в
мешочке?»,
«Отражение»,
«Теремок из кубов», «Назови
геометрическую
фигуру»,
«Счётные
палочки»,
«Приглашаем в гости».
Игры
с
блоками 6
Дьенеша: «Построй дорожку»,
«Необычные фигуры».
Математические
загадки, Игры – схемы:
«Сколько вместе?», «Сколько
осталось?»
«Торопись,
да
не
ошибись», «Рассели ласточек»,
«Примеров много – ответ
один»
Словесно – логические игры и
упражнения:
«Четвёртый
лишний», «Нелепицы».
62

9.

Освоение
математической деятельности путем
действий с геометрическими телами
и фигурами.

Конструирование
в
различных ракурсах и проекциях.

Экспериментирование
с предметами окружающего мира.

Освоение
пространственных отношений.
1
0.


Развитие
умения
следовать определённому алгоритму
при выполнении цепочки действий.

Развитие
математических понятий о составе
числа при помощи схем

Развитие
находчивости, сообразительности,
умения считать.
Развитие умения подробно и связно
объяснять – в чём сущность отличия
или нелепости ситуации.

ИТОГО

1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения
(возраст 6-7 лет)
№
Название раздела, темы
Формы
Содержание
Количест
проверки
во часов
реализац
Практика
ии
програм
мы
1.
Упражнения типа:
«Найди 6

Развитие внимания и
отличия»
(Снеговики,
наблюдательности.
матрёшки и т.д.); «Мальчики»
«Зверюшки
на
дорожках»,

Формирование
«Муравьи»,
«Поиск
представления о символическом
затонувшего
клада»
(блоки
изображении вещей.
Дьенеша - альбом)
Формирование умения рассуждать.
Беседы по коротким рассказам
Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского
и др.
2.

Развитие
Игры
–
головоломки: 6
конструктивных способностей.
«Хамелеон»,
«Уникуб»,

Умение
строить
«Кубики для всех».
11

упорядоченные
ряды
по
выбранному признаку.

Развитие
математических понятий о составе
числа при помощи схем.
Формирование умения находить
основание для сравнения.

3.

3.

«Найди
закономерность,
дорисуй», «Числовая лесенка»
(палочки
Кюизенера).
«Торопись, да не ошибись»,
«Рассели ласточек», «Примеров
много – ответ один»
Словесно – логические игры и
упражнения: «Так можно, а так
нельзя сравнивать»,
«Чем
похожи, а чем отличаются».
Игры с карточками-схемами 6
«Дары Фрёбеля». Упражнения
на сравнения фигур, цветов
размеров.
Игры «Для чего ещё?», «Умею не умею» «Сборщики».
Математические игры на состав
числа ( от 1 до10).



Развитие сенсорных навыков и
познавательноисследовательской деятельности,
 развитие диалогической речи,
коммуникативных
навыков,
умения
сотрудничать
договариваться друг с другом,
 развитие
навыков
планирования.

Упражнения
на 6
сравнение двух групп фигур,
упражнения с кругами Эйлера.
Планы – схемы: «Куда
села муха?», «Где спрятался
Мишка?» и т.д.
Игры
с
блоками
Дьенеша: «Праздник в стране
Блоков» - альбом с заданиями.
Словесно – логические игры и
упражнения: «Найди нужное
слово», «Кто самый, самый?»,
«Лишнее слово».
Игры
с
палочками 6
Кюизенера:
«Кростики.
Посудная лавка» - альбом с
заданиями;
Упражнения:
«Чего не хватает».
Планы – схемы движения:
«Поросята и серый волк» и
другие подобные лабиринты.
Игры с Блоками: «Построй
дорожку»,
«Необычные
фигуры».
Упражнения на сравнение двух
групп
фигур,
«Четвёртый
лишний», «Нелепицы».
«Сколько
вместе?», 6
«Сколько осталось?» – схемы
к математическим задачам.
Игры с «цветными числами»
(палочки Кюизенера): «На
золотом крыльце» - альбом с


Развитие
умения
анализировать группы объектов,
устанавливать закономерность в
наборе признаков.

Развитие
умения
ориентироваться в пространстве в
соответствии с планом.

Формирование
представления о символическом
изображении вещей.
Развитие речи, мышления

4.

Формирование умения
упорядочивать
предметы
по
выбранным признакам.

Развитие
пространственных представлений.

Развитие
умения
действовать согласно алгоритму.
Развитие умения подробно и связно
объяснять – в чём сущность отличия
или нелепости ситуации.

5.


Формирование
конкретного
смысла
действий
сложения и вычитания.

Развитие
комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
12

6.

воображения.

Развитие
умения
анализировать группы объектов,
устанавливать закономерность в
наборе признаков.
Формировать умение описывать
определённое понятие.

Формирование
понятия об отрицании некоторого
свойства и о логической операции,
обозначаемой союзом «и».

Развитие
внимания,
умения анализировать и сравнивать
объекты
по
самостоятельно
выделенным свойствам.

Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
внимания,
умения
мыслить образами.
Формирование умения устанавливать
логические связи.

заданиями.
Упражнения
на
сравнение двух групп фигур,
упражнения с кругами Эйлера
Словесно – логические игры и
упражнения: «Представь, что
это?».
6
Игры с кругами эйлера
(блоки Дьенеша, игрушки).
Игры
с
Блоками:
«Дорожки», Домино», «Найди
пару», Поймай тройку».
Геоконт», «Танграм»,
«Колумбово яйцо» и другие
подобные игры.
Словесно – логические
игры
и
упражнения:
«Логические цепочки».
«Фабрика», «Чудо – 6
мешочек»;
словесно
–
логические игры: «Что будет,
если….»
«Помоги
фигурам
выбраться из леса», «Загадки
без слов», «Круги Эйлера»
(Блоки Дьенеша).
Словесно – логические игры и
упражнения: «Так можно, а так
нельзя сравнивать»,
«Чем
похожи, а чем отличаются».
«Найди все дороги», 8
«Где
чей
домик?»;
«Математический планшет»,
«Логическая
мозаика»занимательные игры. Учебно –
игровые пособия: «Логика и
цифры»,
«Играем
в
математику».
«Угадай
фигуру»,
«Сократи слово», «Раздели
блоки» (блоки Дъенеша).
Словесно – логические игры и
упражнения:
«Толкование
пословиц», «Суждения»
Игры
с
блоками 6
Дьенеша по альбомам с
заданиями:
«Поиск
затонувшего
клада»,
«Праздник в стране Блоков»,

7.

Формирование
представлений о случайных и
достоверных
событиях
(исход
опыта).

Развитие
умения
разбивать множества на классы,
производить логические операции.
Развитие умения сравнивать.

8.

9.


Развитие
комбинаторных
способностей,
представлений о симметрии.

Упражнение
в
сравнении чисел, выявлении их
отношений, классификации.

Формирование умения
кодировать
и
декодировать
информацию о свойствах объектов.

Развитие
умения
рассуждать, делать умозаключения.

Развитие
произвольности внимания, памяти,
логики мышления.


Развитие
13

пространственного
воображения,
сообразительности, смекалки.

Развитие
умения
рассуждать, делать умозаключения.

«Давайте поиграем» (учебно –
игровые пособия).
Геоконт», «Танграм»,
«Колумбово яйцо» и другие
подобные игры.
Словесно – логические игры и
упражнения:
«Толкование
пословиц», «Суждения»

ИТОГО

62

1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Первый год обучения (5-6 лет)
1.Познакомятся с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета;
2. Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа,
совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного
счета в пределах 10;
3.Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка
4.Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи;
5.Познакомятся с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу,
на, под);
6. Научатся обозначать словами месторасположение предметов в пространстве;
7.Научатся работать по правилу, образцу, схеме;
8.Научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
9.Усвоят отношения по длине, высоте;
10.Научатся моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических
фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно;
11.Научатся слушать взрослого и выполнять его инструкции; договариваться и
согласовывать свои действия со сверстником; контролировать свои действия и действия,
исправлять свои ошибки;
12.Научатся выделять в геометрических фигурах одновременно два признака цвета,
формы;
13.Научатся классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма.
14.Научатся конструировать по схеме;
15.Научатся планировать действия;
16.Проявится интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)
1.Познакомятся с образованием чисел в пределах 20 на основе измерения и цвета;
2. Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа,
совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и
обратного счета;
3.Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого и второго десятков;
4.Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи;
5.Познакомятся с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу,
на, под, рядом, сбоку);
6. Научатся обозначать словами месторасположение предметов в пространстве;
7.Научатся работать по правилу, образцу, схеме;
8.Научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
9.Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
10.Научатся моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических
фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно;
14

11.Научатся слушать взрослого и выполнять его инструкции; договариваться и
согласовывать свои действия со сверстником; контролировать свои действия и
действия партнёра, исправлять свои и его ошибки;
12.Научатся выделять в геометрических фигурах одновременно два - три признака
цвета, формы и величины;
13.Научатся классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма, величина;
14.Научатся моделировать, давать характеристику геометрическим фигурам с
помощью наглядных моделей;
15.Научатся конструировать по схеме;
16.Научатся планировать действия;
17.Проявится интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
18.Проявиться интерес к организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный
год.
№
п/п

Месяц

Число

Время
Форма КолТема занятия
проведения занятия
во
занятия
часов
1. Октябрь 03.10 15.30-16.00
ОД
1
Развитие
комбинаторных
способностей путём
комбинирования
цвета и формы.
2 Октябрь 05.10 16.10-16.30
ОД
1
Развитие
комбинаторных
способностей путём
комбинирования
цвета и формы.
3 Октябрь 10.10 15.30-16.00
ОД
1
Развитие
наблюдательности,
творческого
воображения.
4 Октябрь 12.10 16.10-16.30
ОД
1
Развитие
наблюдательности,
творческого
воображения.
5 Октябрь 17.10 15.30-16.00
ОД
1
Развитие
умения
выявлять
и
абстрагировать
свойства,
следуя
алгоритму.
6 Октябрь 19.10 16.10-16.30
ОД
1
Развитие
умения
выявлять
и
абстрагировать
свойства,
следуя
алгоритму.
7 Октябрь 24.10 15.30-16.00
ОД
1
Развитие
15

Место
проведения
Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Форма
контроля

8

Октябрь 26.10

16.10-16.30

ОД

1

9

Октябрь 31.10

15.30-16.00

ОД

1

10

Ноябрь

02.11

15.30-16.00

ОД

1

11

Ноябрь

07.11

16.10-16.30

ОД

1

12

Ноябрь

09.11

15.30-16.00

ОД

1

13

Ноябрь

14.11

16.10-16.30

ОД

1

14

Ноябрь

16.11

15.30-16.00

ОД

1

15

Ноябрь

21.11

16.10-16.30

ОД

1

пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Развитие умения
анализировать
свойства
изображений,
рассказывать о том,
что их объединяет.
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Развитие
умения
анализировать
свойства
изображений,
рассказывать о том,
что их объединяет.
Развитие
аналитической
деятельности,
умения
классифицировать
объекты.
Развитие
аналитической
деятельности,
умения
классифицировать
объекты.
Освоение приёмов
конструирования
геометрических
фигур
(алгоритм
действий).
Освоение приёмов
конструирования
геометрических
фигур
(алгоритм
действий).
Развитие
умения
осуществлять
зрительно
–
мысленный анализ.
Развитие
умения
осуществлять
зрительно
–
мысленный анализ.
Развитие
16

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

16

Ноябрь

23.11

15.30-16.00

ОД

1

17

Ноябрь

28.11

16.10-16.30

ОД

1

18

Ноябрь

30.11

15.30-16.00

ОД

1

19 Декабрь

05.12

16.10-16.30

ОД

1

20 Декабрь

07.12

15.30-16.00

ОД

1

21 Декабрь

12.12

16.10-16.30

ОД

1

22

Декабрь

14.12

15.30-16.00

ОД

1

23

Декабрь

19.12

16.10-16.30

ОД

1

24 Декабрь

21.12

15.30-16.00

ОД

1

25 Декабрь

26.12

16.10-16.30

ОД

1

комбинаторных
способностей.
Развитие
речи,
памяти, внимания.
Развитие
комбинаторных
способностей.
Развитие
речи,
памяти, внимания.
Развитие
умения
мыслить
пространственными
образами
(объёмными
фигурами).
Развитие
умения
мыслить
пространственными
образами
(объёмными
фигурами).
Развитие
умения
сравнивать.
Развитие
речи,
внимания.
Развитие
умения
сравнивать.
Развитие
речи,
внимания.
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки
Развитие
комбинаторных
способностей.
Развитие
речи,
памяти, внимания.
Развитие
комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
воображения,
Развитие
комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
воображения,
Развитие
17

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
1
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Зимние каникулы

26 Декабрь

28.12

16.10-16.30

ОД

27

Январь
Январь
Январь

09.01

15.30-16.00

ОД

1

28

Январь

11.01

16.10-16.30

ОД

1

29

Январь

16.01

15.30-16.00

ОД

1

30

Январь

18.01

16.10-16.30

ОД

1

31

Январь

23.01

15.30-16.00

ОД

1

32

Январь

25.01

16.10-16.30

ОД

1

33

Январь

30.01

15.30-16.00

ОД

1

Развитие
аналитических
способностей,
умения определять
результат
деятельности.
Развитие
речи,
мышления
Развитие
аналитических
способностей,
умения определять
результат
деятельности.
Развитие
речи,
мышления
Развитие
аналитических
способностей,
умения определять
результат
деятельности.
Развитие
речи,
мышления
Развитие
комбинаторных
способностей.
Развитие
речи,
памяти, внимания.
Развитие
умения
кодировать
практические
действия числами.
Развитие
умения
кодировать
практические
действия числами.
Развитие
умения
осуществлять
зрительно
–
мысленный анализ
18

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Открытое
занятие

34 Февраль 01.02

ОД

1

35 Февраль 06.02

15.30-16.00

ОД

1

36 Февраль 08.02

16.10-16.30

ОД

1

37 Февраль 13.02

15.30-16.00

ОД

1

38 Февраль 15.02

15.30-16.00

ОД

1

39 Февраль 20.03

16.10-16.30

ОД

1

40 Февраль 22.03

15.30-16.00

ОД

1

41 Февраль 27.02

16.10-16.30

ОД

1

42 Февраль 29.02

15.30-16.00

ОД

1

Развитие
умения
осуществлять
зрительно
–
мысленный анализ
Развитие
умения
ориентироваться в
пространстве
в
соответствии
с
планом.
Развитие
речи,
мышления.
Развитие
умения
ориентироваться в
пространстве
в
соответствии
с
планом.
Развитие
речи,
мышления.
Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
внимания, умения
мыслить образами.
Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
внимания, умения
мыслить образами.
Развитие у детей
представления
о
числе на основе
счёта и измерения.
Развитие у детей
представления
о
числе на основе
счёта и измерения.
Развитие
умения
разбивать
множество
на
классы
по
совместимым
свойствам.
Развитие
речи,
мышления
Развитие
умения
разбивать
множество
на
классы
по
совместимым
свойствам.
19

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

43

Март

05.03

16.10-16.30

ОД

1

44

Март

07.03

15.30-16.00

ОД

1

45

Март

12.03

16.10-16.30

ОД

1

46

Март

14.03

15.30-16.00

ОД

1

47

Март

19.03

16.10-16.30

ОД

1

48

Март

21.03

15.30-16.00

ОД

1

49

Март

26.03

16.10-16.30

ОД

1

50

Март

28.03

15.30-16.00

ОД

1

51

Апрель

02.04

16.10-16.30

ОД

1

Развитие
речи,
мышления
Развитие
произвольного
внимания,
зрительной памяти.
Развитие
произвольного
внимания,
зрительной памяти.
Развитие
умения
выделять
и
абстрагировать
свойства объекта,
сравнивать
по
заданным
свойствам.
Развитие
умения
выделять
и
абстрагировать
свойства объекта,
сравнивать
по
заданным
свойствам.
Освоение понятий:
точка,
прямая
линия, отрезок, луч.
Развитие слухового
внимания, памяти,
речи.
Освоение понятий:
точка,
прямая
линия, отрезок, луч.
Развитие слухового
внимания, памяти,
речи.
Развитие
умения
разбивать
множество
на
классы
по
совместимым
свойствам.
Развитие
аналитических
способностей,
умения определять
результат
деятельности.
Развитие
умения
устанавливать
зависимость между
количеством
и
20

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

52

Апрель

04.04

15.30-16.00

ОД

1

53

Апрель

09.04

16.10-16.30

ОД

1

54

Апрель

11.04

15.30-16.00

ОД

1

55

Апрель

16.04

16.10-16.30

ОД

1

56

Апрель

18.04

15.30-16.00

ОД

1

57

Апрель

23.04

16.10-16.30

ОД

1

58

Апрель

25.04

15.30-16.00

ОД

1

59

Май

07.05

16.10-16.30

ОД

1

числом.
Развитие
умения
устанавливать
зависимость между
количеством
и
числом.
Развитие
умения
анализировать
группы
объектов,
устанавливать
закономерность
в
наборе признаков.
Развитие
умения
анализировать
группы
объектов,
устанавливать
закономерность
в
наборе признаков.
Развитие
умения
классифицировать,
используя при этом
кодовые карточки.
Развитие
умения
быстро
подбирать
нужное слово.
Развитие
умения
классифицировать,
используя при этом
кодовые карточки.
Развитие
умения
быстро
подбирать
нужное слово.
Развитие
избирательности
зрительного
внимания. Развитие
анализа и синтеза
предметов сложной
формы.
Развитие
избирательности
зрительного
внимания. Развитие
анализа и синтеза
предметов сложной
формы.
Развитие
умения
следовать
определённому
алгоритму
при
выполнении
цепочки действий.
21

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

60

Май

14.05

15.30-16.00

ОД

1

61

Май

16.05

16.10-16.30

ОД

1

62

Май

21.05

15.30-16.00

ОД

1

63

Май

23.05

16.10-16.30

ОД

1

64

Май

28.05

15.30-16.00

ОД

1

Развитие
умения
следовать
определённому
алгоритму
при
выполнении
цепочки действий.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Развитие
находчивости,
сообразительности,
умения считать.
Развитие
умения
подробно и связно
объяснять – в чём
сущность отличия
или
нелепости
ситуации.
Развитие
находчивости,
сообразительности,
умения считать.
Развитие
умения
подробно и связно
объяснять – в чём
сущность отличия
или
нелепости
ситуации.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Открытое
занятие

Кабинет

Кабинет

32
64
31.12.202308.01.24 г.
(зимние)
31.05.202431.08.2024
г. (летние)
01.10.202231.05.2023

Дата начала и окончания учебных периодов

22

№
п/п
1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный
год.
Месяц Число
Время
Форма КолТема занятия
Место
Форма
проведения занятия
во
проведения контроля
занятия
часов
Октябрь 03.10 16.10-16.40
ОД
1
Развитие внимания
Кабинет
и
наблюдательности.
Октябрь 05.10 16.10-16.40
1
Развитие внимания
Кабинет
ОД
и
наблюдательности.
Октябрь 10.10 16.10-16.40
1
Формирование
Кабинет
ОД
представления
о
символическом
изображении
вещей.
Формирование
умения рассуждать.
Октябрь 12.10 16.10-16.40
1
Формирование
Кабинет
ОД
представления
о
символическом
изображении
вещей.
Формирование
умения рассуждать.
Октябрь 17.10 16.10-16.40
1
Поиск
Кабинет
ОД
недостающей
фигуры.
Количество и счет.
Октябрь 19.10 16.10-16.40
1
Поиск
Кабинет
ОД
недостающей
фигуры.
Количество и счет.
Октябрь 24.10 16.10-16.40
1
Поиск
Кабинет
ОД
недостающего
предмета.
Величина.
Геометрические
фигуры.
Октябрь 26.10 16.10-16.40
1
Поиск
Кабинет
ОД
недостающего
предмета.
Величина.
Геометрические
фигуры.
Октябрь 31.10 16.10-16.40
1
Развитие
Кабинет
ОД
конструктивных
способностей.
Ноябрь 02.11 16.10-16.40
1
Развитие
Кабинет
ОД
конструктивных
способностей.
23

11

Ноябрь

07.11 16.10-16.40

ОД

1

12

Ноябрь

09.11 16.10-16.40

ОД

1

13

Ноябрь

14.11 16.10-16.40

ОД

1

14

Ноябрь

16.11 16.10-16.40

ОД

1

15

Ноябрь

21.11 16.10-16.40

ОД

1

16

Ноябрь

23.11 16.10-16.40

ОД

1

17

Ноябрь

28.11 16.10-16.40

ОД

1

18

Ноябрь

30.11 16.10-16.40

ОД

1

19 Декабрь

05.12 16.10-16.40

ОД

1

Умение
строить
упорядоченные
ряды
по
выбранному
признаку.
Умение
строить
упорядоченные
ряды
по
выбранному
признаку.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Формирование
умения
находить
основание
для
сравнения.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Формирование
умения
находить
основание
для
сравнения.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Развитие
математических
понятий о составе
числа при помощи
схем.
Развитие
умения
анализировать
группы объектов,
устанавливать
закономерность в
наборе признаков.
Развитие
умения
анализировать
группы объектов,
устанавливать
закономерность в
наборе признаков.
Развитие
умения
ориентироваться в
24

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

20 Декабрь

07.12 16.10-16.40

ОД

21 Декабрь

12.12 16.10-16.40

ОД

22

Декабрь

14.12 16.10-16.40

ОД

23

Декабрь

19.12 16.10-16.40

ОД

24 Декабрь

21.12 16.10-16.40

ОД

25 Декабрь

26.12 16.10-16.40

ОД

26 Декабрь

28.12 16.10-16.40

ОД

Январь
Январь
Январь

09.01 16.10-16.40

ОД

27

пространстве
в
соответствии
с
планом.
1
Развитие
умения
ориентироваться в
пространстве
в
соответствии
с
планом.
1
Формирование
представления
о
символическом
изображении
вещей.
Развитие
речи,
мышления
1
Формирование
представления
о
символическом
изображении
вещей.
Развитие
речи,
мышления
1
Формирование
умения
упорядочивать
предметы
по
выбранным
признакам.
1
Формирование
умения
упорядочивать
предметы
по
выбранным
признакам.
1
Развитие
пространственных
представлений.
1
Развитие
пространственных
представлений.
Зимние каникулы
Развитие
умения
действовать
согласно
алгоритму.
Развитие
умения
подробно и связно
объяснять – в чём
сущность отличия
или
нелепости
ситуации.

1

25

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет
Кабинет

Кабинет

28

Январь

11.01 16.10-16.40

ОД

1

29

Январь

16.01 16.10-16.40

ОД

1

30

Январь

18.01 16.10-16.40

ОД

1

31

Январь

23.01 16.10-16.40

ОД

1

32

Январь

25.01 16.10-16.40

ОД

1

33

Январь

30.01 16.10-16.40

ОД

1

34 Февраль

01.02 16.10-16.40

ОД

1

35 Февраль

06.02 16.10-16.40

ОД

1

Развитие
умения
действовать
согласно
алгоритму.
Развитие
умения
подробно и связно
объяснять – в чём
сущность отличия
или
нелепости
ситуации.
Поиск
недостающей
фигуры.
По
нескольким
признакам.
Продолжение ряда.
Количество и счет.
Поиск
недостающей
фигуры.
По
нескольким
признакам.
Продолжение ряда.
Количество и счет.
Формирование
конкретного
смысла действий
сложения
и
вычитания.
Формирование
конкретного
смысла действий
сложения
и
вычитания.
Развитие
комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
воображения.
Развитие
комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
воображения.
Развитие
умения
анализировать
группы объектов,
устанавливать
закономерность в
наборе признаков.
26

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Открытое
занятие

36 Февраль

08.02 16.10-16.40

ОД

1

37 Февраль

13.02 16.10-16.40

ОД

1

38 Февраль

15.02 16.10-16.40

ОД

1

39 Февраль

20.03 16.10-16.40

ОД

1

40 Февраль

22.03 16.10-16.40

ОД

1

41 Февраль

27.02 16.10-16.40

ОД

1

Формировать
умение описывать
определённое
понятие.
Развитие
умения
анализировать
группы объектов,
устанавливать
закономерность в
наборе признаков.
Формировать
умение описывать
определённое
понятие.
Формирование
понятия
об
отрицании
некоторого
свойства
и
о
логической
операции,
обозначаемой
союзом «и».
Формирование
понятия
об
отрицании
некоторого
свойства
и
о
логической
операции,
обозначаемой
союзом «и».
Развитие
внимания, умения
анализировать
и
сравнивать
объекты
по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
Развитие
внимания, умения
анализировать
и
сравнивать
объекты
по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
27

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

42 Февраль

29.02 16.10-16.40

ОД

1

43

Март

05.03 16.10-16.40

ОД

1

44

Март

07.03 16.10-16.40

ОД

1

45

Март

12.03 16.10-16.40

ОД

1

46

Март

14.03 16.10-16.40

ОД

1

47

Март

19.03 16.10-16.40

ОД

1

внимания, умения
мыслить образами.
Формирование
умения
устанавливать
логические связи.
Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного
внимания, умения
мыслить образами.
Формирование
умения
устанавливать
логические связи.
Формирование
представлений
о
случайных
и
достоверных
событиях
(исход
опыта).
Формирование
представлений
о
случайных
и
достоверных
событиях
(исход
опыта).
Развитие
умения
разбивать
множества
на
классы,
производить
логические
операции.
Развитие
умения
сравнивать.
Развитие
умения
разбивать
множества
на
классы,
производить
логические
операции.
Развитие
умения
сравнивать.
Нахождение
ошибки.
Количество и счет,
величина,
геометрический
фигуры,
28

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

48

Март

21.03 16.10-16.40

ОД

1

49

Март

26.03 16.10-16.40

ОД

1

50

Март

28.03 16.10-16.40

ОД

1

51

Апрель

02.04 16.10-16.40

ОД

1

52

Апрель

04.04 16.10-16.40

ОД

1

53

Апрель

09.04 16.10-16.40

ОД

1

54

Апрель

11.04 16.10-16.40

ОД

1

55

Апрель

16.04 16.10-16.40

ОД

1

56

Апрель

18.04 16.10-16.40

ОД

1

ориентировка
во
времени.
Нахождение
ошибки.
Количество и счет,
величина,
геометрический
фигуры,
ориентировка
во
времени.
Поиск
недостающей
фигуры.
По
нескольким
признакам.
Продолжение ряда.
Количество и счет.
Поиск
недостающей
фигуры.
По
нескольким
признакам.
Продолжение ряда.
Количество и счет.
Развитие
комбинаторных
способностей,
представлений
о
симметрии.
Развитие
комбинаторных
способностей,
представлений
о
симметрии.
Упражнение
в
сравнении чисел,
выявлении
их
отношений,
классификации.
Упражнение
в
сравнении чисел,
выявлении
их
отношений,
классификации.
Формирование
умения кодировать
и
декодировать
информацию
о
свойствах
объектов.
Формирование
умения кодировать
29

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

57

Апрель

23.04 16.10-16.40

ОД

1

58

Апрель

25.04 16.10-16.40

ОД

1

59

Май

07.05 16.10-16.40

ОД

1

60

Май

14.05 16.10-16.40

ОД

1

61

Май

16.05 16.10-16.40

ОД

1

62

Май

21.05 16.10-16.40

ОД

1

63

Май

23.05 16.10-16.40

ОД

1

64

Май

28.05 16.10-16.40

ОД

1

и
декодировать
информацию
о
свойствах
объектов.
Развитие
умения
рассуждать, делать
умозаключения.
Развитие
умения
рассуждать, делать
умозаключения
Развитие
произвольности
внимания, памяти,
логики мышления.
Развитие
произвольности
внимания, памяти,
логики мышления.
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Развитие
умения
рассуждать, делать
умозаключения.
Развитие
умения
рассуждать, делать
умозаключения.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет

Кабинет

Кабинет

Открытое
занятие

Кабинет
Кабинет

32
64
31.12.202308.01.24 г.
(зимние)
31.05.202431.08.2024
г. (летние)
01.10.202231.05.2023

Дата начала и окончания учебных периодов

30

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный столами и
стульями, магнитная доска. Дидактические игры, наглядные пособия, простые карандаши,
цветные карандаши, ручки, бумага, распечатки (по числу детей).
2.2.2. Информационное обеспечение:
 Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
 Принтер (в методическом кабинете)
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования Гаус
Наталья Анатольевна
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Открытые занятия, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в
образовательной среде).
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (май), конкурсы (при наличии в
образовательной среде).
2.4. Оценочные материалы
Методика «Нелепицы», методика «Времена года», методика «Найди отличия», методика
«Что здесь лишнее?», методика «Раздели на группы»
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, метод
демонстрации (показ педагога), просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, пальчиковая гимнастика
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10,
воспитанники в возрасте 5-7 лет.
Формы организации ОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: ОД.
Педагогические технологии:
Логические блоки Дьенеша.
Представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48
геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух
объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая
геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом,
размером, толщиной.
Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о
геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части:
первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем;
вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к
указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры
и ее толщина.
Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми.
 Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции
над множеством. Формировать представления о математических понятиях.
31

 Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать
их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия
объектов, обосновывать свои рассуждения.
 Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
 Развивать пространственные представления.
 Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения
учебных и практических задач.
 Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,
преодолении трудностей.
 Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
 Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
Палочки Кюизенера.
Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером.
Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами. Комплект
цветных чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая
палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением,
равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной,
то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, а связан с определенным
соотношением их по величине. Для детей постарше к палочкам предлагаются цветовые
рисунки-схемы для выкладывания различных моделей и фигур.
Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми.
 Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
 Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в
сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
 Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
 Осваивать прямой и обратный счет.
 Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
 Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...),
пользоваться знаками сравнения.
 Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения
и деления.
 Научить делить целое на части и измерять объекты.
 Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
 Познакомить со свойствами геометрических фигур.
 Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
 Развивать логическое мышление, внимание, память.
 Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игры Воскобовича.
Это различные познавательные игры и пособия, игры-конструкторы и головоломки.
Задачи использования игр в работе с детьми.
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических
понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Игровой набор «Дары Фрёбеля».
Изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора
14 модулей:
32

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Задачи использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в работе с детьми.
 Освоение математической деятельности путём действий с геометрическими телами
и фигурами;
 Формирование навыков конструирования в различных ракурсах и проекциях;
 Развитие игровой деятельности детей;
 Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
 Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе
решения познавательных задач;
 Развитие речевых способностей и умений;
 Формирование предпосылок чтения и письма.
Алгоритм ОД:
Структура ОД
 Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на
предстоящую деятельность.
 Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем
позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
 Основное содержание занятия – изучение нового материала.
 Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и
упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
 Физ минутка. Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного
вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
 Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
 Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в
конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием
проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
 Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия.
Дидактические материалы:
Игры и упражнения:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительномыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания,
наблюдательности.
33

3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного
восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать
закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между
двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или
убывания.
3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах
общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать
определённый объект.
6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.
7. «Что изменилось?», «Чего не стало?», - на развитие зрительной памяти.
8. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», - развитие слуховой памяти.
9. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии,
образной памяти.
10. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические
фигуры, природные и искусственные объекты.
11. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их
принадлежность к тому или иному объекту.
Методика Э.Ф.Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест
«Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня
развития логического мышления.
Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического
мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать
логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики:
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с
животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно
следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь
находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не
так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не
так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок
просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на
самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено
тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых
ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического
мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок,
сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на
выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать
34

соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить,
почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о
том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического
мышления.
Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть
существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно
больше отличий, назвать и показать их.
Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического
мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные
предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один
из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на
картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи
отводится 3 минуты.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно
посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее
число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному
общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп,
и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3
минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе,
где:
8-10 -высокий уровень
5-7 - средний уровень
0-4 - низкий уровень

35

2.6. Список литературы и интернет-источников
1. Бабич Л.Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва «Айрис Пресс»
2000г.
2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.
3. Блонский П.П. «Избранные педагогические и психологические сочинения» Москва
1979
4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Система воспитания индивидуальности
дошкольников» Воронеж 2007 г.
5. Волина В.В. «Праздник числа» Москва «АСТ Пресс» 1996 г.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология: Психическое развитие ребенка до
поступления в школу» Москва 2002 г.
7. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Москва
1956 г.
8. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. «К анализу теории Ж. Пиаже о
развитии детского мышления. Генетическая психология Ж. Пиаже». Москва 1967 г.
9. Детские газеты: «Непоседа», «Солнечный зайчик».
10. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки детей к
школе» Школьная пресса 2009 г.
11. Детские журналы: «Мурзилка», «Веселые картинки».
12. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного
возраста» составители Л.А. Венгер О.М. Дьяченко Москва 1989 г.
13. «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в
соответствии с ФГОС ДО»: Метод. рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В.
Соколова Самара 2014 г.
14. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» Москва 2000 г.
15. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников» Санкт – Петербург 2010 г.
16. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» Дом ХХIвек
2008 г.
17. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва
«Просвещение» 1990 г.
18. Недоспасова В.А. «Растем играя» Москва «Просвещение» 2002 г.
19. Осипова Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»
Москва АРКТИ 2004 г.
20. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж 2007 г.
21. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» под
редакцией Л.А. Венгера Москва «Педагогика» 1986 г.
22. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А. Парамоновой Москва
2007 г.
23. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» «Радяньска школа» Киев 1972 г.
24. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков 2000 г.
25. Финкельштейн Б.Б. «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Санкт-Петербург 2000 г.
26. Цукарь А.Я. «Уроки развития воображения» Москва «Айрис Пресс» 2000 г.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».