Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска от 30.08.2023 №346 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 10 - 11 классов Автор-составитель: Золотовская Н.В. 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе: • Федеральной образовательной программы среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" • Основной образовательной программы среднего общего образования • МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Цель: развитие функциональной грамотности учащихся 10-11 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи: -развивать способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - развивать способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; -развивать способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; - развивать способности обучающегося понимать основные особенности естествознания, как формы человеческого познания; - развивать способности обучающегося демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки, технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием; - развивать способности обучающегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Программа рассчитана на 1 год обучения (10-11 класс) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д. В 10-11 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. У учащихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного и матапредметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Программа нацелена на развитие: • способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания • для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); • способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Предметные и метапредметные результаты: • способность находит и извлекать информацию из разных текстов - способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; • анализ и интеграция информации, полученной из текста; - учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. личностные результаты: • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. • Обучающийся должен уметь: • написать сочинение, реферат; • считать без калькулятора; • отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; • написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. • искать информацию в сети Интернет; • использовать графические редакторы; • находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; • работать в группе, команде. Обучающийся научится: • обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; • заботиться о своем здоровье; • вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. • читать чертежи, схемы, графики; • использовать информацию из СМИ; • пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; • анализировать числовую информацию; • расположить к себе других людей; • не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы; • пользоваться электронной почтой; • создавать и распечатывать тексты; • работать с электронными таблицами. Формы организации внеурочной деятельности: 1. Массовая работа 2. Групповая работа 3. Индивидуальная работа Виды внеурочной деятельности: 1. Научно-исследовательская работа 2. Конкурсы 3. Викторины 4. Презентации 5. Практическая работа 6. Беседа, диалог, дискуссия ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Место курса в учебном плане: запланировано проведение 34 внеурочных занятий в 10 и 34 внеурочных занятий в 11 классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Содержание курса внеурочной деятельности 10 класса № Раздел (тема) Модуль «Читательская грамотность» (8ч) 1 2 Модуль «Финансовая грамотность» (10ч) Содержание Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии,пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Формы внеурочной деятельности Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины «Финансовая грамотность» 3 Модуль «Математическая грамотность» (8ч) 4 Модуль «Естественнонаучная грамотность»(8ч) Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Содержание курса внеурочной деятельности 11 класса № Раздел (тема) 1 Модуль « Читательская грамотность» (8ч) Содержание Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Формы внеурочной Деятельности Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. 2 Модуль «Финансовая грамотность» (10ч) Облигации и ценные бумаги. Векселя. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Страхование для страхового рынка физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины «Финансовая грамотность» 3 Модуль «Математическая грамотность» (8ч) Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические зависимости. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. 4 Модуль «Естественнонаучная грамотность» (8ч) Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую. Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: - Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 . Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы: - Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/