Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 10 - 11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска

Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ №11
им. В. И. Смирнова г. Томска
от 30.08.2023 №346

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 10 - 11 классов

Автор-составитель:
Золотовская Н.В.

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:
• Федеральной образовательной программы среднего общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования"
• Основной
образовательной
программы среднего
общего
образования
• МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска
Проблема
развития
функциональной
грамотности
обучающихся
в
России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Цель: развитие функциональной грамотности учащихся 10-11 классов как индикатора
качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
-развивать способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах;
- развивать способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
-развивать способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой;
- развивать способности обучающегося понимать основные особенности естествознания, как
формы человеческого познания;
- развивать способности обучающегося демонстрировать осведомленность в том, что естественные
науки, технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием;

- развивать способности обучающегося принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни Программа предполагает
поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа рассчитана на 1 год обучения (10-11 класс) и включает 4 модуля (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный
результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения
актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.
Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ
профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми,
организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к
обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с
природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению
социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность
позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает
контакты с различными социальными структурами и организациями и т.д.
В 10-11 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания. У учащихся формируется умение
оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного и матапредметного
содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение
полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение
практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и
практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно
использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты,
организовывать турниры и конкурсы.
Программа нацелена на развитие:
•
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
•
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания
•
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки
и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с

естествознанием (естественнонаучная грамотность);
•
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции
в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы
и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Предметные и метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов - способность применять
извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста; - учение интерпретировать и
оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в
рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать
пути решения.
личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
•
Обучающийся должен уметь:
•
написать сочинение, реферат;
•
считать без калькулятора;
•
отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;
•
написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
•
искать информацию в сети Интернет;
•
использовать графические редакторы;
•
находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др.

печатных текстов;
•
работать в группе, команде.
Обучающийся научится:
•
обратиться за экстренной помощью к специализированным службам;
•
заботиться о своем здоровье;
•
вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
•
читать чертежи, схемы, графики;
•
использовать информацию из СМИ;
•
пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки;
•
анализировать числовую информацию;
•
расположить к себе других людей;
•
не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным
требованиям и условиям, организовать работу группы;
•
пользоваться электронной почтой;
•
создавать и распечатывать тексты;
•
работать с электронными таблицами.
Формы организации внеурочной деятельности:
1. Массовая работа
2. Групповая работа
3. Индивидуальная работа
Виды внеурочной деятельности:
1. Научно-исследовательская работа
2. Конкурсы
3. Викторины
4. Презентации
5. Практическая работа
6. Беседа, диалог, дискуссия
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое
отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания
– полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Место курса в учебном плане: запланировано проведение 34 внеурочных занятий в 10 и 34
внеурочных занятий в 11 классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание курса внеурочной деятельности 10 класса
№

Раздел (тема)
Модуль
«Читательская
грамотность» (8ч)

1

2

Модуль
«Финансовая
грамотность»
(10ч)

Содержание
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник
информации. Сопоставление
содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Применение информации из
текста в изменённой ситуации. Типы
текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на
грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры
Удивительные факты и истории о
деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и
современность.
Откуда
берутся
деньги? Виды доходов. Заработная
плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит? Собственность и
доходы от нее. Арендная плата,
проценты,
прибыль,
дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии,пособия.
Как
заработать
деньги?
Мир
профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги.

Формы внеурочной
деятельности
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
«Финансовая
грамотность»

3

Модуль
«Математическая
грамотность»
(8ч)

4

Модуль
«Естественнонаучная
грамотность»(8ч)

Числа и единицы измерения: время,
деньги,
масса,
температура,
расстояние. Вычисление величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональных отношений для
решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые арифметическим способом:
части,
проценты,
пропорция,
движение, работа. Инварианты: задачи
на четность (чередование, разбиение
на
пары).
Логические
задачи,
решаемые с помощью таблиц. Графы
и их применение в решении задач.
Тело
и
вещество.
Агрегатные
состояния
вещества.
Масса.
Измерение массы тел. Строение
вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома. Тепловые явления. Тепловое
расширение
тел.
Использование
явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и
отвердевание.
Испарение
и
конденсация. Кипение. Представления
о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы. Царства
живой природы.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Содержание курса внеурочной деятельности 11 класса
№ Раздел (тема)
1 Модуль «
Читательская
грамотность»
(8ч)

Содержание
Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
информации. Сопоставление
содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Критическая оценка степени
достоверности, содержащейся в тексте
информации. Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное
обоснование). Составление плана на
основе исходного текста. Типы задач
на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные
тексты.

Формы внеурочной
Деятельности
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

2

Модуль
«Финансовая
грамотность»
(10ч)

Облигации и ценные бумаги. Векселя.
Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы. Паевые
инвестиционные фонды. Риски и
управление ими. Инвестиционное
профилирование.
Формирование
инвестиционного портфеля и его
пересмотр.
Типичные
ошибки
инвесторов.
Страхование
для
страхового рынка физических лиц.
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
«Финансовая
грамотность»

3

Модуль
«Математическая
грамотность»
(8ч)

Представление данных в виде таблиц.
Простые
и
сложные
вопросы.
Количественные
рассуждения,
связанные
со
смыслом
числа,
различными представлениями чисел,
изяществом
вычислений,
вычислениями
в
уме,
оценкой
разумности
результатов.
Решение
стереометрических
задач.
Вероятностные,
статистические
зависимости.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

4

Модуль
«Естественнонаучная
грамотность»
(8ч)

Анализ,
интерпретация
данных.
Преобразование
одной
формы
представления данных в другую.
Распознавание
допущения,
доказательства и рассуждения в
научных текстах. Оценивание c
научной точки зрения аргументов и
доказательств из различных
источников.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:
- Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
- Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.

- Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
- Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный
ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и
доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
- Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».