Рабочая программа учебного предмета «Литература» базовый уровень для обучающихся 10 – 11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска

Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ №11
им. В. И. Смирнова г. Томска
от 30.08.2023 №346

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1909884)
по учебному предмету «Литература»
базовый уровень
для 10-11 классов

Автор-составитель:
Ситницкая Ю.С.

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования
составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Конвенции о правах ребёнка;
 федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями, внесенными
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 732 от 12
августа 2022 г. (далее – ФГОС СОО)
 в соответствии с федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения РФ № 371 от 18.05.2023 г.
( далее – ФОП СОО).
 Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ
№11 им. В. И. Смирнова г. Томска;
 Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022 N 70799)
 -Постановление Главного государственного санитарного врача российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
 - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осушествления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Универсальные классификаторы распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы по
уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для
использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования, одобренные решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (далее ФУМО) (протокол от 12.04.2021г.
№1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные
на сайте https://tc.edsoo.ru/;
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637).
 федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах основного среднего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю),
в 11 классе - 103 часа (3 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.












ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими
и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской
литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности,
в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного
образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе
и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России































в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению
в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том
числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность
в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы,
в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность
и способность
к образованию
и самообразованию,
к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание

























глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования,
у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и актуализировать
проблему,
заложенную
в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;































разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать
и выполнять
работу
в условиях
реального,
виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия
в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в познавательную
и практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:































1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на
уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку
зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке
и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов
и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;






принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе
в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев
и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской
и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов
России:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман
И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, стихотворения
и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города» (избранные главы); роман Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова;
рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького;
рассказы И. А. Бунина и А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока;
стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения
С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием»
А. А. Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные главы);
роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита» (или «Белая гвардия»); одно произведение А. П. Платонова; стихотворения
А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, роман А.А. Фадеева "Молодая гвардия", роман В.О.
Богомолова "В августе сорок четвертого года", повесть А. И. Солженицына «Один день
Ивана Денисовича»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: не менее
двух прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, А. Г. Битова,
Ю. В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьёва, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева,
В. Г. Распутина, В. М. Шукшина и др.); не менее двух поэтов по выбору (в том числе
И. А. Бродского,
А. А. Вознесенского,
В. С. Высоцкого,
Е. А. Евтушенко,
Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова
и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова,
А. В. Вампилова, В. С. Розова и др.); не менее двух произведений зарубежной литературы
(в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка,
Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы
Г. Ибсена, Б. Шоу и др.); не менее одного произведения из литератур народов России (в том
числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова,
К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;

6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений
и (или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений
в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов
и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время
и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры
речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной
литературе и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов
и сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ:
10 КЛАСС
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;

3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния
произведений русской
и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая
половина XIX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания,
с современностью
и традицией;
умение
раскрывать
конкретно-историческое
и общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе
чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать читательские впечатления;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений
в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов
и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время
и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры;
трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция;
фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь
и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная
критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции
и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением
анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в произведении;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов
в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать
и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;

13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем;
11 КЛАСС
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры через умение соотносить
художественную литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни
и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него –
к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание
роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века)
и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания,
с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на
литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения
и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных
в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время
и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры
речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции
и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов
в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать
и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками,
в том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза».
И. А. Гончаров. Роман «Обломов».
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые
люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и др.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух
глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др.
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Очарованный странник», «Однодум» и др.
А. П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре» и др.
Комедия «Вишнёвый сад».
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?»,
Д. И. Писарева «Базаров» и др. (не менее двух статей по выбору в соответствии с
изучаемым художественным произведением).

Литература народов России
Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»;
Г. Флобера «Мадам Бовари» и др.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений
одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и др.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения
по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед вос ходом солнца», Г. Ибсена «Кукольный
дом» и др.
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного
поэта по выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С.
Гумилёва и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы
могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,
«Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим
стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь,
на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине!
Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла
«Стихи о Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня
последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по

аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по
выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть
в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
«Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух
писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев
«Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л.
Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д.
Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П.
Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната
номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвёртого».
Поэзия
о
Великой
Отечественной
войне. Стихотворения (по
одному
стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В.
Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…»,
«Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь»,
«Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей»,
«Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк»,
«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть
Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»),
«На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя
в клетку…» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по
одному произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов
(«Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов
(повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы
«На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.); Г. Н. Владимов («Верный
Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты),
философская сказка «Кролики и удавы» и др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный

дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и др.); А. Н. и Б. Н.
Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.); Ю. В. Трифонов (повести «Обмен»,
«Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и др.) и др.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному
произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А.
Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю.
П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского,
А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение
одного из драматургов по выбору). Например, А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В.
Вампилов «Старший сын»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору).
Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д.
Кугультинова, К. Кулиева и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки
«Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен»,
«Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»;
О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и др.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Всего

Раздел 1. Литература второй половины XI X века
1.1 А. Н. Островский. Драма «Гроза»
5

1.2 И. А. Гончаров. Роман «Обломов»

5

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
https://lesson.edu.ru/l
esson/61f1421816f1-4242-84c668e3d70e95b0?back
Url=%2F19%2F10
https://lesson.edu.ru/l
esson/37264b794899-4c91-acfc0448f26bef2b?back
Url=%2F19%2F10

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(педагогическими
работниками) и

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Всего

1.3 И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

7

1.4 Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее
трёх по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом
Россию не понять…», «О, как убийственно
мы любим...», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас
— и всё былое...») и др.
1.5 Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...») и др. Поэма
«Кому на Руси жить хорошо»
1.6 А. А. Фет. Стихотворения (не менее трёх
по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещё майская
ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…» и др.
1.7 М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника
«История одного города» (не менее двух
глав по выбору). Например, главы «О
корени происхождения глуповцев»,
«Опись градоначальникам», «Органчик»,
«Подтверждение покаяния» и др.

4

1.8 Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление
и наказание»
1.9 Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и
мир»
1.1 Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не
0 менее одного произведения по выбору).
Например, «Очарованный странник»,
«Однодум» и др.
1.1 А. П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по
1 выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре» и
др. Комедия «Вишнёвый сад»

10

6

3

3

15
2

9

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК сверстниками
https://lesson.academ (обучающимися),
yпринципы учебной
content.myschool.ed дисциплины
u.ru/
и самоорганизации;
Библиотека ЦОК
привлечение
https://lesson.academ
внимания
yобучающихся к
content.myschool.ed
ценностному
u.ru/

аспекту изучаемых
на уроках явлений,
использование
Библиотека ЦОК
воспитательных
https://lesson.academ
возможностей
yсодержания раздела
content.myschool.ed через подбор
u.ru/ К
соответствующих
упражнений;
включение в урок
Библиотека ЦОК игровых процедур,
которые помогают
https://lesson.academ поддержать
yмотивацию
content.myschool.ed обучающихся к
получению знаний,
u.ru/
налаживанию
позитивных
Библиотека ЦОК межличностных
https://lesson.academ отношений в классе,
yпомогают
content.myschool.ed установлению
доброжелательной
u.ru/
атмосферы во
время урока

Библиотека ЦОК
https://lesson.academ
ycontent.myschool.ed
u.ru/

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Всего

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы

Итого по разделу
Раздел 2. Литература народов России
2.1 Стихотворения (не менее одного по
выбору). Например, Г.Тукая, К.
Хетагурова и др.

69

Итого по разделу
Раздел 3. Зарубежная литература
3.1 Зарубежная проза второй половины XIX
века (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения
Ч.Диккенса «Дэвид Копперфилд»,
«Большие надежды»; Г.Флобера «Мадам
Бовари» и др.

1

3.2 Зарубежная поэзия второй половины XIX
века (не менее двух стихотворений одного
из поэтов по выбору). Например,
стихотворения А.Рембо, Ш.Бодлера и др.

1

привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания раздела
через подбор
соответствующих
упражнений;

3.3 Зарубежная драматургия второй половины
XIX века (не менее одного произведения
по выбору). Например, пьесы Г.Гауптмана
«Перед восходом солнца»; Г.Ибсена
«Кукольный дом» и др.

1

включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию

1

2

Библиотека ЦОК
https://lesson.academ
ycontent.myschool.ed
u.ru/

Библиотека ЦОК Побуждение
https://lesson.academ обучающихся
yсоблюдать на уроке
content.myschool.ed общепринятые
u.ru/
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Всего

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока

Итого по разделу
Развитие речи
Уроки внеклассного чтения
Итоговые контрольные работы
Подготовка и защита проектов
Резервные уроки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4
10
2
4
4
8
102

0

0

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Литература конца XI X — начала ХХ века
1.1 А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно
2
Библиотека ЦОК
произведение по выбору). Например,
https://lesson.academy«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
content.myschool.edu.ru
/
1.2 Л. Н. Андреев. Рассказы и повести
2
Побуждение обучающихся
(одно произведение по выбору).
соблюдать на уроке
Например, «Иуда Искариот», «Большой
общепринятые нормы
шлем» и др.
поведения, правила
общения со старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися), принципы
учебной дисциплины
и самоорганизации;

1.3 М. Горький. Рассказы (один по
выбору). Например, «Старуха

5

привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Изергиль», «Макар Чудра»,
«Коновалов» и др. Пьеса «На дне».

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
изучаемых
на уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей содержания
раздела через подбор
соответствующих
упражнений;

1.4 Стихотворения поэтов Серебряного
века (не менее двух стихотворений
одного поэта по выбору). Например,
cтихотворения К. Д. Бальмонта, М. А.
Волошина, Н. С. Гумилёва и др.

2

Итого по разделу
Раздел 2. Литература ХХ века
2.1 И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору).
Например, «Антоновские яблоки»,
«Чистый понедельник», «Господин из
Сан-Франциско» и др.
2.2 А. А. Блок. Стихотворения (не менее
трёх по выбору). Например,
«Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «Река раскинулась.
Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На
поле Куликовом»), «На железной
дороге», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, весна, без конца и без
краю…», «О, я хочу безумно жить…» и
др. Поэма «Двенадцать».
2.3 В. В. Маяковский. Стихотворения (не
менее трёх по выбору). Например, «А
вы могли бы?», «Нате!»,
«Послушайте!», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,
«Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
2.4 С. А. Есенин. Стихотворения (не менее
трёх по выбору). Например, «Гой ты,

11
3

4

4

3

включение в урок игровых
процедур, которые
помогают поддержать
мотивацию обучающихся к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений
в классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
(педагогическими

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Русь, моя родная...», «Письмо матери»,
«Собаке Качалова», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не
плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...» и
др.
2.5 О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не
менее трёх по выбору). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,
«За гремучую доблесть грядущих
веков…», «Ленинград», «Мы живём,
под собою не чуя страны…» и др.
2.6 М. И. Цветаева. Стихотворения (не
менее трёх по выбору). Например,
«Моим стихам, написанным так
рано…», «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы
больны не мной…», «Тоска по родине!
Давно…», «Книги в красном
переплёте», «Бабушке», «Красною
кистью…» (из цикла «Стихи о
Москве») и др.

2.7 А. А. Ахматова. Стихотворения (не
менее трёх по выбору). Например,
«Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Смуглый
отрок бродил по аллеям…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Не с
теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет»,
«Родная земля» и др. Поэма «Реквием».
2.8 Н.А. Островский. Роман «Как
закалялась сталь» (избранные главы)

Всего

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;

2

2

привлечение
внимания
Библиотека ЦОК
обучающихся к
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru ценностному
аспекту изучаемых
/
на уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания
раздела через
подбор
соответствующих
упражнений;
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока

4

2

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

2.9 М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий
Дон» (избранные главы)
2.10 М. А. Булгаков. Романы «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита» (один
роман по выбору)
2.11 А. П. Платонов. Рассказы и повести
(одно произведение по
выбору).Например, «В прекрасном и
яростном мире», «Котлован»,
«Возвращение» и др.
2.12 А. Т. Твардовский. Стихотворения (не
менее трёх по выбору). Например, «Вся
суть в одном-единственном завете…»,
«Памяти матери» («В краю, куда их
вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой
моей вины…», «Дробится рваный
цоколь монумента...» и др.
2.13 Проза о Великой Отечественной войне
(по одному произведению не менее чем
трех писателей по выбору). Например,
В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»,
«Звездопад»; Ю. В. Бондарев «Горячий
снег»; В. В. Быков «Обелиск»,
«Сотников», «Альпийская баллада»; Б.
Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В
списках не значился», «Завтра была
война»; К. Д. Воробьев «Убиты под
Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л.
Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов
«В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов
«Красное вино победы», «Шопен,
соната номер два»; С.С. Смирнов
«Брестская крепость» и др.
2.14 А.А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия»
2.15 В.О.Богомолов. Роман "В августе сорок
четвертого"
2.16 Поэзия о Великой Отечественной
войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем двух
поэтов по выбору). Например, Ю. В.
Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д.
Левитанского, С. С. Орлова, Д. С.
Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др.

Всего

4
4

2

3

3

2
1
2

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Побуждение
https://lesson.academy- обучающихся
content.myschool.edu.ru соблюдать на уроке
/
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания
раздела через
подбор
соответствующих
упражнений;
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
Библиотека ЦОК
межличностных
https://lesson.academy- отношений в
content.myschool.edu.ru классе, помогают
установлению
/
доброжелательной
атмосферы во
время урока

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

2.17 Драматургия о Великой Отечественной
1
войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В. С. Розов «Вечно
живые» и др.
2.18 Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не
3
менее трёх по выбору). Например,
«Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во
всём мне хочется дойти…», «Снег
идёт», «Любить иных — тяжёлый
крест...», «Быть знаменитым
некрасиво…», «Ночь», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» и др.
2.19 А. И. Солженицын. Произведения
2
«Один день Ивана Денисовича»,
«Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты
книги по выбору, например, глава
«Поэзия под плитой, правда под
камнем»)
2.20 В. М. Ш укшин. Рассказы (не менее
2
двух по выбору). Например, «Срезал»,
«Обида», «Микроскоп», «Мастер»,
«Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
2.21 В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не
2
менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни»,
«Прощание с Матёрой» и др.
2.22 Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее
2
трёх по выбору). Например, «Звезда
полей», «Тихая моя родина!..», «В
горнице моей светло…», «Привет,
Россия…», «Русский огонёк», «Я буду
скакать по холмам задремавшей
отчизны...» и др.
2.23 И. А. Бродский. Стихотворения (не
3
менее трёх по выбору). Например, «На
смерть Жукова», «Осенний крик
ястреба», «Пилигримы», «Стансы»
(«Ни страны, ни погоста…») , «На
столетие Анны Ахматовой»,
«Рождественский романс», «Я входил
вместо дикого зверя в клетку…» и др.
Итого по разделу
60
Раздел 3. Проза второй половины XX — начала XXI

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

века

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

3.1 Проза второй половины XX — начала
XXI века. Рассказы, повести, романы
(по одному произведению не менее чем
трёх прозаиков по выбору). Например,
Ф. А. Абрамов («Братья и сёстры»
(фрагменты из романа), повесть
«Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов
(повести «Пегий пёс, бегущий краем
моря», «Белый пароход» и др.); В. И.
Белов (рассказы «На родине», «За
тремя волоками», «Бобришный угор» и
др.); Г. Н. Владимов («Верный
Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в
рассказах «Сандро из Чегема»
(фрагменты), философская сказка
«Кролики и удавы» и др.); Ю. П.
Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты
горько плакал» и др.); В. О. Пелевин
(роман «Жизнь насекомых» и др.);
Захар Прилепин (рассказ «Белый
квадрат» и др.); А. Н. и Б. Н.
Стругацкие (повесть «Пикник на
обочине» и др.); Ю. В. Трифонов
(повести «Обмен», «Другая жизнь»,
«Дом на набережной» и др.); В. Т.
Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер»,
«Инжектор», «За письмом» и др.) и др.

Всего

3

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Побуждение
https://lesson.academy- обучающихся
content.myschool.edu.ru соблюдать на уроке
/
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания
раздела через
подбор
соответствующих
упражнений;
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока

3
Итого по разделу
Раздел 4. Поэзия второй половины XX — начала XXI века

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

4.1 Поэзия второй половины XX — начала
2
XXI века. Стихотворения (по одному
произведению не менее чем двух
поэтов по выбору). Например, Б. А.
Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В.
С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н.
А.Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю. П.
Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н.
Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И.
Рождественского, А. А. Тарковского, О.
Г. Чухонцева и др.
2
Итого по разделу
Раздел 5. Драматургия второй половины ХХ — начала XXI века
5.1 Драматургия второй половины ХХ —
1
Библиотека ЦОК
начала XXI века. Пьесы (произведение
https://lesson.academyодного из драматургов по выбору).
content.myschool.edu.ru
Например, А. Н. Арбузов «Иркутская
/
история»; А. В. Вампилов «Старший
сын»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса»
и др.
1
Итого по разделу
Раздел 6. Литература народов России
6.1 Рассказы, повести, стихотворения (не
2
Библиотека ЦОК
менее одного произведения по выбору).
https://lesson.academyНапример, рассказ Ю. Рытхэу
content.myschool.edu.ru
«Хранитель огня»; повесть Ю.
/
Шесталова «Синий ветер каслания» и
др.; стихотворения Г. Айги, Р.
Гамзатова, М.Джалиля, М.Карима,
Д.Кугультинова, К.Кулиева и др.
Итого по разделу
2
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1 Зарубежная проза XX века (не менее
2
Библиотека ЦОК
одного произведения по выбору).
https://lesson.academyНапример, произведения Р. Брэдбери
content.myschool.edu.ru
«451 градус по Фаренгейту»; А. Камю
/
«Посторонний»; Ф. Кафки
«Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»;
Э. М. Ремарка «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»; Дж.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи»;
Г. Уэллса «Машина времени»; О.
Хаксли «О дивный новый мир»; Э.
Хемингуэя «Старик и море» и др.

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

7.2 Зарубежная поэзия XX века (не менее
двух стихотворений одного из поэтов
по выбору). Например, стихотворения
Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
7.3 Зарубежная драматургия XX века (не
менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша
Кураж и её дети»; М. Метерлинка
«Синяя птица»; О. Уайльда
«Идеальный муж»; Т. Уильямса
«Трамвай „ Желание“ »; Б. Шоу
«Пигмалион» и др.
Итого по разделу
Развитие речи
Уроки внеклассного чтения
Итоговые контрольные работы
Подготовка и защита проектов
Резервные уроки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

1

1

Количество часов
Электронные
Учет программы
(цифровые)
воспитания
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/
Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/

4
7
2
4
4
2
102

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».