Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска от 30.08.2023 №347 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Профориентация» для 5 классов 5 класс – 34 часа (1 час в неделю) Автор-составитель: Замятина Е.И., педагог-психолог Томск - 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса «Мир профессий» составлена на основе Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам). Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда. Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда. У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями. Цели, задачи и принципы программы Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения. Основные задачи реализации Программы: формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению; обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе; приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой. Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы: - доступность, познавательность и наглядность; - учет возрастных особенностей; - сочетание теоретических и практических форм деятельности; - психологическая комфортность. На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования. Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности. Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий. Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательнотворческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Объем: Программа курса «Мир профессий» рассчитана на 34 часа: 5 класс – 34 ч. и предполагает проведение 1 занятия в неделю в каждом классе. Срок реализации – 1 год. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Мир профессий» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинноследственных связей. Формы учета знаний, умений Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено: составление презентации; проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» (5 кл.). Календарно-тематический план 5 класс Темы № п/п Кол. часов 1-2 Многообразие мира профессий 2 3-4 Профессии моих родителей 2 5 Мои интересы 1 6 Мои способности 1 7 Профессия «повар». 1 8 Профессии «учитель», «воспитатель» 1 9 Профессия «библиотекарь» 1 10 Профессии школы. 1 11 Что мне нужно знать, чтобы стать 1 12 Профессии сферы услуг 1 13 Почему нравится профессия 1 14 Викторина «Угадай профессию» 1 15 Когда я вырасту я стану.. Мои профессиональные мечты… 1 Кроссворд профессий 2 Профессия «юрист» 1 Профессии «психолог», «социальный педагог» 2 21 «Что мы узнали» 1 22 «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» 1 Мир интересных профессий 1 25 Профессия «художник» 1 26 Игротека «Угадай профессию» 1 27 Профессия «полицейский» 1 16-17 18 19-20 23-24 Медицинские профессии 2 30 Профессиональный турнир 1 31 Экскурс в мир профессий» 1 32 «Кем я хочу стать?» 1 Тренинг желаний 2 28-29 33-34 Итого 34 часа Литература 1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам). 2. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 3. Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Современная школа: управление и воспитание). 4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).