Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5-9 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска

Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ №11
им. В. И. Смирнова г. Томска
от 30.08.2023 №347

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 5-9 классов
5 класс - 34 часа (_1 час в неделю)
6 класс - 34 часа (_1 час в неделю)
7 класс - 34 часа (_1 час в неделю)
8 класс - 34 часа (_1 час в неделю)
9 класс - 34 часа (_1 час в неделю)

Автор-составитель:
Золотовская Н.В.

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную
правовую
основу настоящей
рабочей программы
курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры
о важном»
составляют
следующие
документы.
1. Федеральный
закон
"Об образовании
в Российской
Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022
№ 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»»

от 15.08.2022 № 03–1190.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5–7, 8–9 классов. В 2023–2024 учебном
году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочныезанятия «Разговоры о важном» должны быть направлены
на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися.
Занятия
позволяют
обучающемуся
вырабатывать
собственную
мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека всовременной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам. Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например,
«День народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по
воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,
«190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня
рождения А. С. Пушкина».

В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими
датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей: становление уобучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из
этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить ипродолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается изобъединения
индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность,
уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например,
тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение
людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,
продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих
поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к
старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое
поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой
обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были
характерны для наших предков, людейдалёких поколений: любовь к родной земле, малой родине,
Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому,
малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве
гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
 доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать,
помочь без ожидания благодарности;
 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в
настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т.
д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;

– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее

делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на
занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние
семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
– культура представлена достижениями в материальной сфере(строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное
искусство, музыка, театр и др.), а также вэтике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на
чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону
экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения
тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так
красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия.
Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные
ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиесямного раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужитпостепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательноучитывается и уровень развития учащихся, их интересы
и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно
уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся
педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу
грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»


День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые
предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов.



Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чем гордимся, о
чем помним, что бережем?



Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а
жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине.



Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации
каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права иблагополучие граждан является
одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.



Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей,
которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому ребенку.



Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с
окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях
информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали неотъемлемойсоставляющей жизни человека. Они приводят к
депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического
здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить
отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как



смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститьсядо «травли»
других, необходимы всем.



Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем
мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурноисторическое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного
кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего.
Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать
новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей
и культурой страны.



Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они
олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование,
готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают
особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.



Единство нации – основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов является
главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.



Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы
государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие сферы
информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой
сфере очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи

обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости,
транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование
высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Появление
новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому
суверенитету.


Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и
поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь.
Важно, чтобы дети стремились создавать полноценныемногодетные семьи.



Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной
город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своейРодине человек несет в себе всю
жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это непросто территория, это, прежде всего то, что
мы любим и готовы защищать.



Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что
в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу, оказывали
всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и
современность.

o Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?


Россия начинается с меня?



Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.
Ответственность — это осознанное поведение.



Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние
семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников в нашей
стране.



Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации
до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная
Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное
отношение к книге начались 450 лет назад.



Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой.
Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают дляграждан? Выплата налогов – обязанность
каждого гражданина Российской Федерации.



Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале
планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью освобожден от
фашистской блокады.



Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что
дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые
разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся
к укреплению союзных государств и поддерживают их.



Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране.
190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях науки и
искусства Д.И. Менделеева.



День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной вмире, которую за
ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские
землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой
школьник.



День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца,

командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.


Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для
того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что
нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином.
Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим
профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. Эти
вопросы волнуютподростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.



Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля.
Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали,
которые проходили в нашей стране.



Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданскойавиации. Героизм
конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.



Красивейший
полуостров
с богатой
историей.
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.



Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должныстремиться поддерживать
здоровый образ жизни. Физическое и психическоездоровье населения играют важную роль в
укреплении экономического потенциалаи социальной стабильности страны, повышают качество
жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История
цирка, цирковые
династии России.
Знаменитые
на
весь
мир
российские
силачи,



дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.



Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены.
Подготовка к полету — многолетний процесс.



Николай
Гоголь
– признанный
классик
русской
литературы,
автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки».Сюжеты, герои,
ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день.Экологичное потребление —
способ позаботиться о сохранности планеты.



Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.Соблюдать экоправила — не так сложно.

История

Крымского

o История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?


Работа мечты. Жизненно важные навыки.

o История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.


Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.



19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель еесоздания и деятельность.
Причины, по которым дети объединяются.



Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в
формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины

- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов,возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:использовать вопросы
как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений ивозможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
"мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и
анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все
вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний
на основе жизненных наблюдений, личныхвпечатлений, чтения учебно-научной, художественной и
научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения
(просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по

содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации втексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных
произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать
вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии
на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.Иностранный язык: умение
сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети
Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять
особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории
России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических
событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мираи взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм,
регулирующихобщественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной,
духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской
Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики,
политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
(в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории

нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессовв различных сферах общественной жизни, их элементов
и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умениеанализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение
других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного
поведения; осознание ценности культуры и традиций народовРоссии.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и
окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемымигеографическими явлениями и
процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Тематическое планирование 5–7, 8–9 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний

Там, где Россия

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Основное содержание Деятельность школьников
Знакомство
с
Участие во вступительной беседе.
проектамиРоссийского
Просмотр ролика о необходимости
общества «Знание».
знаний для жизненного успеха.
Возможности, которые
Участие в мотивационной беседе о
предоставляют
проекты
чертах характера, которыеприсущи
общества «Знание» для
людям с активной жизненной
обучающихся различных
позицией, о мечтах и о том, как можно
возрастов.
их достигнуть.
Родина — не только место
Участие во вступительной беседе о
рождения. История, культура, России. Просмотр роликао России.
научныедостижения: чем мы
Интерактивная викторина.
можем гордиться?
Чем полезны фенологические
наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Зоя Космодемьянская – её
Участие во вступительной беседе.
подвиг бессмертен, её имя
Просмотр видеоролика ожизни и
стало символом мужества и
подвиге Зои.
стойкости, а жизнь служит
Участие в беседе о том, как
примером беззаветной
воспитываются черты личностигероя.
преданности Отечеству,
Подвиг Зои был подвигом ради
истиной любви к своей
жизни будущих поколений. Взащиту
Родине.
всего, что любила эта молодая
девушка. Просмотр

интерактивной карты, беседа о
сохранении памятников героям.

Темы
Избирательная
системаРоссии (30
лет ЦИК)

День
учителя
(советники
по
воспитани
ю)

Темы
О взаимоотношениях
вколлективе
(Всемирный день
психического
здоровья,
профилактика
буллинга)

Основное содержание Деятельность школьников
Право избирать и быть
Участие во вступительной беседе.
избранным гарантировано
Просмотр видеоролика обистории
Кон Центральной избирательной комиссии.
ституциейРоссийской
Обсуждение ситуаций,
Федерации каждому
возникающих в связи с голосованием и
гражданину нашей страны.
выборами.
Жизнь, свобода, права и
Выполнение интерактивного
благополучие граждан
задания «Избирательная системав
является однойиз главных
России».
ценностей, а проявление
гражданской позиции,
желаниеучаствовать в
развитии своего города,
региона, страны – достойно
уважения.
Ценность профессии
Просмотр видеоролика.
учителя. Советник по
Участие в командной работе: каким
воспитанию – проводник в
должен быть современныйУчитель?
мир возможностей, которые
(создание кластера).
создало государство для
Участие в дискуссии на одну из
каждого ребенка в стране,
предложенных тем: «Если быя был
наставник и «старший
учителем, какими качествами
товарищ», помогающий как
обладал…, как относился бык
объединить школьный
ученикам…, как готовился к
коллектив вдружную команду, занятиям…, какие вспомогательные
так и выстроить личную
средства использовал для проведения
траекторию развития каждому уроков?»;
ребенку.
«Чем может помочь советник по
воспитанию?»
Основное содержание Деятельность школьников
В условиях
Мотивационная беседа о
информационныхперегрузок,
взаимосвязи физического и
разнообразия быстро
психического здоровья.
решаемых задач,
Игра «Верю - не верю» о
экономической
стереотипах в отношении здоровья и
нестабильности, стрессы стали здорового образа жизни.
неотъемлемой составляющей
Просмотр отрывков из
жизничеловека. Они приводят мультфильмов и фильмов, обсуждение
к депрессивному состоянию,
их. Беседа о буллинге, его причинах и
которое, в свою очередь,
вреде, который он причиняет
может привести к проблемам
человеку.
физического здоровья,
Мастер-класс «Магия игры», в ходе
конфликтам
с
которого школьники участвуют в

близкими,
неуверенности,
озлобленности. Знанияо том,
как наладить отношения в
коллективе,
сохранить
свое
психическое здоровье, как
смотреть намир позитивно,
как не стать жертвой
«травли», и самому не
опуститься до
«травли» других, необходимы
всем.
по ту сторону
экрана.115 лет кино
в России

Темы
День спецназа

игровых упражнениях, помогающих
снять стресс и психологическое
напряжение, выплеснуть негативные
эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила
благополучия», в ходе которого
школьники составляют список
лайфхаков класса о том,как подростку
справляться со стрессами, излишним
давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в
ходе которой школьникиобсуждают
характеристики идеального
коллектива, в котором им
было бы комфортно находиться. .
Развитие отечественного
Мотивационная
кино отражает не только
беседа о
основные вехи развития
любимых
страны, но и моделирует
мультфильмах
образ ее будущего. Кино,
икинофильмах, жанрах кино.
наряду с литературой и
Просмотр видеоролика об истории
театром, позволяет человеку
российского игрового кино.
увидеть себя, как в «зеркале»,
Обсуждение ролика.
соотнести свои поступки с
Беседа о будущем кинематографа в
поступкамигероев,
цифровую эпоху.
анализировать
Интерактивная игра, в ходе
и
которой школьники называют
рефлексировать, приобретать
мультфильм или фильм по его
новыезнания, знакомиться с
отрывку.
миром
Игра «Ты - актер», где дети
профессий,
с
пробуют себя в роли актеровнемого
творчеством
кино.
талантливых людей, с
Итоговая беседа о
историей и
возможности
культурой страны.
создания собственного
фильма о классе, сделанного руками
школьников.
Основное содержание Деятельность школьников
Подразделения
Участие во вступительной беседе,
спе просмотр видеоролика овидах
циальногоназначения
подразделений специального
(спецназ) в России имеют
назначения в России.
особую значимость, они
Участие в обсуждении: «Качества
олицетворяютслужение
личности бойца спецназа».
Отечеству, мужество и силу
Выполнение
духа,
бес интерактивного задания
примерное
самопожертвование,
«Что
готовность
мгновенно прийти на помощь важнее
Родине. Военнослужащие

спецназа обладаютособыми
дляспецназовца – ум или сила?»
профессион
альными,физическими
и
моральным
качествами, являются
достойным
примером настоящего
мужчины.

День
народног
о
единства

Темы
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифроваяэкономика /
новые профессии

Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы —
одна из причин
продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа
не только в войне

Участие во вступительной беседе о
появлении праздника Деньнародного
единства.
Знакомство с исторической
справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы жили
в Смутное время, в чем выбы увидели
причины появления народных
ополчений? Обменмнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612
года воины народного ополчения
продемонстрировали образец героизма
и сплоченности всего народа вне
зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в
обществе. Дискуссия о том, когда
еще люди чувствуют, что им надо
объединяться?
Основное содержание Деятельность школьников
Технологический
Беседа о сущности понятий
суверенитетрешает
«суверенитет», «технологический
задачи
суверенитет», «цифровая экономика».
обеспечения
Просмотр видеоролика о цифровых
безопасности, получения
технологиях, вошедших всовременную
энергии,
жизнь многих россиян, в экономику,
продовольственной
образование икультуру страны.
независимости,
Дискуссия, в ходе которой школьники
транспортной
связности.
высказывают свои мнения о
Логикаразвития
возможностях и рисках, которые
экономики
появляются в связи с проникновением
предполагает
искусственного интеллекта во многие
защиту
и
сферы не только экономики, но и
формирование
культуры, образования, спорта.
высокотехнологичных
Игра-викторина «Язык не для
отраслей свысокой
всех», в ходе которой школьники
долей
знакомятся с новыми понятиями в
интеллектуальных
области цифровыхтехнологий и с
вложений.
Развитие
профессиями будущего.

цифровой
экономики
предполагает
выстраивание
системыэкономических,
социальных и
культурных отношений,
основанных
на
использовании
цифровых
информационнокоммуникационных
технологий.
Появление
новыхпрофессий связано с
цифровизацией
экономики,
движением
к
технологическому
суверенитету.
Мама — важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь — простая и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

Интерактивное путешествие по
городу профессий будущего, входе
которого школьники знакомятся с
двенадцатью направлениями
профессиональной деятельности,
которыеохватывают 50 перспективных
профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе
которой педагог просит школьников
завершить некоторые из
предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это
…»; «Все говорят, что без цифры
сегодняшняя жизнь просто
невозможна, я с этим утверждением
…»; «Если у меня спросят,
готов ли я учится всю свою жизнь, то я
отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное
О взаимоотношениях
предложение», во время которой
всемье (День
каждый школьник продолжает
матери)
предложение «Первое, что приходит в
голову, когда я слышу слово «мама»
…»
Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мами детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает
наших мам счастливыми
Темы
Основное содержание
Деятельность
школьников
Что для каждого человека
Участие в беседе о том, когда
Что такое
означаетслово «Родина»? Это каждый из нас чувствовал гордость
Родина?
родители, семья,дом, друзья,
при виде государственных символов
(региональный
родной город, регион, всянаша нашей страны. Какова региональная
и
символика? Что означают элементы
местный компонент) страна и народ. Чувство
любви ксвоей Родине человек герба, флага?
несет в себе всюжизнь, это его
Знакомство с традициями народов,
опора и поддержка. Родина –
живущих на территории России.
это не просто территория,это,
Участие в дискуссии о том, что
прежде всего то, что мы
объединяет людей разных
любим и
национальностей в одной стране, что
готовы защищать.
им в этом помогает?

История создания Красного
Знакомство школьников с
Креста.Особенности
информацией о создании в
вол Международного Комитета Красного
онтерскойдеятельности.
Креста.
Волонтерство в России
Участие в обсуждении вопроса:
действительно ли создание именно
этой организации можно считать
началом волонтерскогодвижения?
Работа в группах по составлению
списка особенностейволонтерской
деятельности.
Обмен историями из жизни о
волонтёрской деятельности
Значение Конституции для
Участие во вступительной
Главный закон
гражданстраны. Знание прав и
беседе о значении слова
страны
выполнение обязанностей.
«конституция» и о жизни без
Ответственность — это
конституции.
осознанное поведение
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школьник продолжает
предложение «Нужно знать
Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об
осознанном поведении и личной
ответственности
Темы
Основное содержание
Деятельность
школьников
Россия — страна с
Участие во вступительной беседе о
Герои нашего времени
героическим прошлым.
непростой судьбе нашей страны, о
Современные герои — кто
войнах, которые выпали на долю
они? Россия начинается с
народа и о героизме тех, кто вставал на
меня?
ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли
место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества
современного героя»
Новый год — праздник
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли
Новогодние семейные
всей семьи.Новогодние
вы знаете о Новом годе?) Участие в
традиции разных
семейные традиции.
дискуссии «Поделись новогодней
народов России
Новогодние приметы.
традицией,
Различные традиции
которая объединяет народы нашей
встречи Нового года у разных страны».
народов России.
Участие в беседе о том, что чаще
всего мы мечтаем о материальных
подарках, но есть ли что-то, что мы
хотели бы изменить в себе в Новом
году?
Участие в разговоре о новогодних
Мы вместе

приметах, подарках.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"
ИванаФёдорова

Налоговая
грамотность

Темы
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Способы передачи
Беседа о разных
информации до появления
способах передачи
письменности. Разница между
информации.Блицазбукой и букварем. «Азбука»,
опрос «Интересные
напечатанная Иваном
факты об Азбуке».
Федоровым:
Эвристическая беседа «Первая
«Ради скорого младенческого
печатная «Азбука»: в чем
научения».
особенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».
Современный человек
Беседа о том, что такое налоговая
должен обладать
система.
функц
Блиц-опрос «Для чего
иональнойграмотностью, в
государству необходим
том числе налоговой.Для чего
бюджет?».Беседа «Права и
собирают налоги? Что они
обязанности
обеспечивают для граждан?
налогоплательщика».
Выплата налогов –
Интерактивное задание «Создай и
обязанность каждого
распредели бюджет».
гражданина Российской
Федерации.
Основное содержание
Деятельность
школьников
Голод, морозы,
Участие в блиц-опросе «Что вы
бомбардировки — тяготы
знаете о блокаде Ленинграда; каким
блокадного Ленинграда.
образом город попал в кольцо; зачем
Блокадный паек. Способы
Гитлер хотел захватить город; почему
выживания ленинградцев.
Ладожское озеро называют дорогой
О провале планов
жизни; чем стало полное
немецких войск. О
освобождение Ленинграда от
героизме советских
фашистской блокады для всей страны,
воинов,
для хода ВеликойОтечественной
освободивших город на Неве. войны?»
Беседа о том, что помогало людям
выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением: почему планам Гитлера
не суждено было сбыться?

Союзники России

Темы
190 лет со дня
рожденияД.
Менделеева.
День российской
науки

День
первооткрывателя

Кто такой союзник? Какие
обязанности он на себя
принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение
союзного договора для
государств? Союзники России
– государства, которые
разделяют и поддерживают
наши
общиетрадиционные
ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению
союзных государств и
поддерживают
их.
Основное содержание
Цивилизация без научных
достижений. Научные и
техническиедостижения в
нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую
науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в
повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического
прогресса

Россия является не только
самой большой страной в
мире, которую за ее
продолжительную историю
шаг за шагом исследовали,
изучали,открывали русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей
странысегодня может открыть
для себя любойшкольник.

Беседа о государствах-союзниках
Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие
традиционные
ценности
разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности
союзных государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россияделает для
союзников?

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе
о том, какой была бы жизньчеловека
без научных достижений.
Участие в беседе об основных
научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном
задании «Д.И. Менделеев: не только
химия».
Участие в блиц –
опросе
«Примеры
использования
достижений науки в повседневной
жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы иминусы
научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о
первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России.
Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны
назвать 15 российских городов; за
вторую минуту - 15 российских рек;
за третью – 15 названий деревьев,
кустарников и цветов, которые
растут в их регионе.
Просмотр и обсуждение
видеоролика Русского
географического общества о
русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой
разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их
первооткрывателях.

Темы
День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рожденияФедора
Ушакова

Как найти свое место
вобществе

Рефлексивная беседа со
школьниками, в процессе которой
онипродолжают предложения,
начало которых произносит
педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если
бы я делал пост в социальныхсетях
по итогам нашего сегодняшнего
разговора, то я назвал бы его …»;
«Каждый может стать
первооткрывателем, потому что
…».
Основное содержание Деятельность школьников
День защитника Отечества:
Участие в интеллектуальной
исторические традиции.
разминке «Что вы знаете о Дне
Профессия военного: кто её
защитника Отечества».
выбирает сегодня.
Участие в дискуссии о причинах
Смекалка в военном деле.
выбора профессии военного.
280-летие со дня рождения
Участие в работе в парах:
великого русского
знакомство с примерами военных
флотоводца,
действий, в которых выручала
коман смекалка.
дующегоЧерноморским
История и современность: уроки
флотом (1790—1798);
адмирала Ушакова.
командующего
Участие в беседе о том, как
русско жители России выражают свою
-турецкойэскадрой в
благодарность защитникам
Средиземном море (1798—
Отечества
1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.
Что нужно для того, чтобы
Проблематизирующая беседа о
найти друзей и самому быть
трех слагаемых успешной
хорошимдругом? Примеры
самореализации человека в
настоящей дружбы.Что нужно
обществе: дружбе, семье и
для того, чтобы создать
профессии.
хорошую семью и самому
Выступление федерального
бытьхорошим семьянином.
спикера (о примерах и способах
Поддержка семьи в России.
самореализации человека в
Что нужно, чтобы найти свое
различных сферах общественной
призвание и статьнастоящим
жизни).
профес
Рефлексивная беседа «Мое
сионалом.
будущее», в ходе которой
Поддержка
школьники обсуждают вопросы о
професси том, как найти хороших друзей,как
ональногосамоопределения
найти спутника/спутницу жизни,
школьников в России.
чем руководствоваться в выборе
профессии.
Групповая работа «Что я возьму
с собой во взрослую жизнь?»,в ходе
которой школьники в каждой
группе из набора карточек
выбирают 5 и аргументируют всему

классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки
«умение готовить», «умение
дружить», «умение учиться»,
«знать языки», «умение шутить» и
т.д.

Темы
Всемирный
фестиваль
молодежи

Основное содержание
Всемирный фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка
фестиваля. Исторические
факты появления всемирного
фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали,которые
проходили в нашей стране.

Деятельност
ь
школьников
Групповая работа по
созданию кластера
«Всемирный
фестиваль молодежи».
Историческая справка об
истории возникновения Всемирного
фестиваля молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы
фестивалей».
Дискуссия «Всемирный
фестиваль
молодежи
–
2024
в
подробностях».

«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации

Темы
Крым. Путь домой

Легендарная история
развитияроссийской
гражданской авиации.
Героизм конструкторов,
инженеров и летчиковиспытателей

Проблематизирующая беседа
«Почему человек всегда хотел
подняться в небо?», в ходе которой
обсуждаются события, связанные с
первыми попытками человека
«обрести крылья».
Видеоролик об истории
первыхроссийских самолетов. российской авиации, от первого
Мировыерекорды российских полета в 1913 году на первом в
летчиков.
мире четырехмоторном самолете
Современное
«Русский витязь» до современных
авиа авиалайнеров "Суперджет", МС-21,
строение.
Ил-114-300, Ту-214, Ил-96,
"Байкал".
Профессии, связанные с
Интерактивная игра «33
авиацией.
ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с
легендарными российскими
пилотами, испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер
летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые
упражнения и задания (например,
«Компас», «Часы» и др.) которые
предлагают современным пилотам
при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу
стать кем захочу, или уже нет?»,в
ходе которой подростки
рассуждают об ограничениях,
которыенакладывает профессия
пилота, о том, как может
реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать
летчиком.
Основное содержание
Деятельность школьников
Красивейший полуостров с
Участие в беседе о
богатойисторией. История
географическом положении Крыма
Крымскогополуострова.
с использованием карты.
Значение Крыма.
Самостоятельная работа по
Достопримечательности
изучению информации по истории
Крыма
Крыма. Работа в группах с
обобщением: что с древних времен
привлекало разные народы в
Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в Крыму

Россия здоровая
держава

Цирк! Цирк!
Цирк! (К
Международному
дню цирка)

Темы
«Я вижу
Землю! Это так
красиво».

Здоровый образ жизни –
приоритетное направление в
большинстве государств мира.
Основные составляющие
здоровья.
Современные проекты,
связанные создоровьем.
Цирк как фантазийное и
сказочное искусство. Цирк в
России, История цирка,
цирковые династии России.
Знаменитые на весь мир
российскиесилачи,
дрессировщики, акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

Основное содержание
Главные события в
истории покорения космоса.
Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс.
Художественный фильм
«Вызов» - героизм
персонажей и реальных
людей.

Дискуссия «Основные правила
здорового образа жизни».
Групповая работа: составление
памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде –
вредишь здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.).
Просмотр видеоролика об
истории цирка в России, начиная с
первого стационарного цирка,
построенного в Петербурге в 1877
году.
Беседа о современном цирке,
причинах его популярности удетей
и взрослых, о видах циркового
искусства (клоунаде,
акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике, иллюзионизме,
пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и
сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько
простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в
ходе которой школьники
знакомятся великими российскими
клоунами (Юрий Никулин, Олег
Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав
Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как
важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
Деятельность школьников
Участие во вступительной
беседе об основных исторических
событиях в космонавтике.
Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о
космонавте и сделать сообщение
для одноклассников (Герман Титов,
Валентина Терешкова, Алексей
Леонов, Светлана Савицкая,
Валерий Поляков, Елена Кондакова,
Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка,Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном
процессе подготовки к полёту.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем
заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и
режиссера фильма.

215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

Экологич
ное
потребле
ние

Темы
Труд крут

Урок памяти

Николай Гоголь –
признанный классик русской
литературы, авторзнаменитых
«Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на
хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из
произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

Проблематизирующая беседа
«Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают,
какие сюжеты, герои, ситуации из
произведений Гоголя можно было
назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую
крылатой», в ходе которой
школьники продолжают
знаменитые фразы из произведений
Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе
которой школьники по отрывкам из
телеспектаклей, кинофильмов,
иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя,
называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой
школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь,
невидимо плакал…».
Экологичное потребление
Участие во вступительной
— способ позаботиться о
беседе об экологическом
сохранности планеты.
потреблении. Обсуждение
Экологические проблемы как
экологических проблем,
следствия
существующих в России, и роли
безответ людей в их появлении, поиски
ственногоповедения человека. решений.
Соблюдать эко-правила —
Работа в группах по
не таксложно
составлению общего списка экоправил, которые легко может
соблюдать каждый
Основное содержание
Деятельность школьников
История Праздника труда.
Вступительная беседа об истории
Труд — это право или
Праздника труда.
обязанностьчеловека?
Участие в дискуссии: «Труд
Работа мечты. Жизненно
— это право или обязанность
важныенавыки
человека?»
Мозговой штурм — обсуждение
критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы
элементарными трудовыми
навыками?»
История появления
Участие во вступительной
праздника ДеньПобеды.
беседе об истории появления
Поисковое движение России.
праздника День Победы. Участие в
Могила Неизвестного
беседе о том, что заставляет тысячи
Солдата. Семейные традиции
человек заниматься поиском и
празднования ДняПобеды.
захоронением останков погибших
Бессмертный полк
защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в

вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в
шествиях Бессмертного
полка?

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

Русский язык.
Великийи могучий.
225 со дня
рожденияА. С.
Пушкина

19 мая 1922 года — день
Участие во вступительной беседе
рождения пионерской
о пионерской организации.
организации. Цель её создания
Участие в дискуссии о том,
и деятельность. Распад
какое должно быть детское
пионерской организации.
общественное объединение, чтобы
Причины, покоторым дети
вам захотелось в него вступить.
объединяются
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие
бывают детские общественные
объединения
Неизвестный Пушкин.
Брейн- ринг «Узнай
произведение по иллюстрации».
Творчество Пушкина
объединяетпоколения. Вклад
Историческая справка
А. С. Пушкина в
«Малоизвестные факты из
формирование
жизни А. С.
сов Пушкина».
ременного
Эвристическая беседа «Мы
литературного русского языка.
говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на
знание русского языка.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».