Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования (10–11 классы) 2023 – 2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В.И. СМИРНОВА
ГОРОДА ТОМСКА

Предмет

Русский язык
(ФРП)

Литература
(ФРП)

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы среднего общего образования
(10е–11е классы)
2023 – 2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание

История
(ФРП)

законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред­ него общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не­ посредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Обществознание
(ФРП)

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.

Обществознание
(углубленный
уровень)

География
(ФРП)

Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования1, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих
образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В
основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в
год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по
2 часа в 7, 8 и 9 классах.
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации

начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов.

Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями,
Второй иностранный
внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31
язык (английский)
12 2015 № 1578, от 29 06 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 09
2020 № 519, от 11 12 2020 № 712), основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных
в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04
2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических
особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского)
языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней
общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных
речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между
этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык (английский)» для гуманитарного профиля реализуется
на основе УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(авторы О.В. Афанасьева, Д. Дули и др.). К завершению обучения в средней школе планируется достижение
учащимися 11 класса уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям –
аудировании, чтении, письме и говорении, соответствующего уровню В1/В2.

Математика

На ступени среднего общего образования на изучение предмета “Английский язык” отводится 204 часа (3 часа в
неделю).
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).

Математика
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублённого уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультуного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая
составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность
рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане технологического и социально-экономического профилей на изучение математики в 10 классах
на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в 11 классе – 6 часов

Информатика

Информатика
(углубленный
уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области,
так и в смежных с ней областях, которые включают в себя:
— овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область,
распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные
подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
— умение решать типовые практические и теоретические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
— наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий),
основных связях со смежными областями знаний.

Биология

Биология
(углубленный
уровень)

В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечивается целенаправленная подготовка выпускников
средней школы к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, непосредственно
связанным с цифровыми технологиями.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для технологического профиля, ориентированного
на инженерную и информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики
обеспечивает: подготовку учащихся, ориентированных на специальности в области информационных
технологий и инженерные специальности; участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с
современными направлениями отрасли ИКТ; подготовку к участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ по информатике.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно рабочей
программе среднего общего образования на изучение информатики на углублённом уровне в технологическом
профиле 10–11 классов отводится 272 часа учебного времени (4 часа в неделю):
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии
с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности».
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах

Рабочая программа среднего общего образования по биологии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10—11 классы) является одним из компонентов
образовательной области «Естественные науки». Согласно положениям ФГОС СОО, профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на старшей
ступени школы и призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним общим, средним
специальным и высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с

Физика

профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного
с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Структура программы учебного предмета «Биология» отражает системно-уровневый и эволюционный подходы
к изучению биологии, согласно которым изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем
разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения биологического разнообразия
планеты. В 10 классе изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии; актуализируются знания обучающихся по
ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Биология» учебным
планом на углублённом уровне в универсальном профиле 10—11 классов. Программа рассчитана на проведение
3 часов занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных
часов за 2 года обучения составляет 204 часов, из них 102 часа (3 часа в неделю) в 10 классе, 102 часа (3 часа в
неделю) в 11 классе.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения
по 2 часа в неделю в 10 и 11 классов.

Химия

Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
10 и 11 классов.

Химия
(углубленный
уровень)

Физическая
культура

Рабочая программа среднего общего образования по химии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и федеральной рабочей программы воспитания.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и углублённого
уровней в системе дифференцированного обучения на завершающей ступени школы (10—11 классы) учебный
предмет «Химия» на уровне углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с последующим
этапом получения химического образования в рамках изучения специальных естественно-научных и химических
дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального образования. В этой связи изучение предмета
«Химия» ориентировано преимущественно на расширение и углубление теоретической и практической
подготовки обучающихся, выбравших определённый профиль обучения, в том числе с перспективой
последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных организаций.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы —
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». В 10-11 классов изучение предмета предусмотрено в
объёме учебной нагрузки не менее 3 часов в неделю соответственно 204 часа за два года обучения.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю)
отводятся на реализацию программы инвариантных модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из
общего объёма (1 час в неделю). Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль «Базовая
физическая подготовка», могут быть реализованы за счет часов внеурочной деятельности, в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного образования.

Экономика

Право

Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом знаний по
экономике, минимально необходимых современному человеку России. Учебный предмет «Экономика»
является интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания, математики, истории,
правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для
социализации в экономической сфере. Экономическое образование помогает понимать исторические и
современные социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых
современному человеку для продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей работы в
экономической сфере (при изучении предмета на углубленном уровне). Задачами реализации примерной
программы учебного предмета «Экономика» для углубленного уровня среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся представлений об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных
науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки; –
овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; – овладение приемами работы со
статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно
анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач; – умение оценивать
и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства; – формирование системы знаний об институциональных
преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных
макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
В социально-экономическом профиле в 11 классе предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю за счёт
обязательной части учебного плана (всего 68 часов).
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования,
поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ,
гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о
государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает
проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание
на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой
культуры. Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает ориентировку на
получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности.
В социально-экономическом профиле в 11 классе предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю за счёт
обязательной части учебного плана (всего 68 часов).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».