Введение Целью проведения самообследования МАОУ СОШ №11 им. В.И. Сирнова г.Томска, дошкольного отделения является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МАОУ СОШ №11 им. В.И. Сирнова г.Томска, дошкольного отделения. В процессе самообследования проводится оценка: - образовательной деятельности; - системы управления организацией; - содержания и качества подготовки воспитанников; - организации образовательного процесса; - качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения; - материально-технической базы; - функционирования внутренней системы оценки качества образования. Общие сведения о дошкольном отделении Полное наименование: Муниципальное автономное общеобразовательное учрждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В.И. Смирнова г.Томска, дошкольное отделение; Официальное сокращенное наименование учреждения: МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска; Место нахождения учреждения: г. Томск, улица Коольцевой проезд, д.39, строение 4; Почтовый адрес: 634027, г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д.39; Телефон: (382-2) 47-01-56 Факс: (382-2) 47-32-95; Электронный адрес: school11do@mail.ru; Адрес сайта: http://detsadik11tomsk.ucoz.ru/ Учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующему адресу: г.Томск, улица Кольцевой проезд, д.39, строение 4. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 1879 от 01.03.2017г. Уств МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска утвержден 2015 г. Директор Ястребов андрей Юрьевич Учредитель: Администрация Города Томска Режим работы образовательного учреждения – пятидневный, с двенадцатичасовым пребыванием детей (с 7.00 ч. до 19.00 ч.). 1.Образовательная деятельность 1.1. ДО работает по основной образовательной программе дошкольного отделения, разработанной с учетом ФГОС ДО, концептуальных положений примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и коррекционной программы: - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, п/р Т. Филичевой. Помимо основной образовательной программы в дошкольном отделении организовано дополнительное образование, включающее в себя платные и бесплатные дополнительные образовательные услуги. Так в ДО реализуются следующие дополнительные образовательные программы: «Хореография», «Изобразительная деятельность», «Хореография для дошкольников», «Театр лучших друзей», «Английский язык», «Шахматы», вокальная студия «Солнечные лучики», «Путешествие с художником», «Логика», «АБВГДЕйка», «Каратэ», «Робототехника», «Речевой фитнес для дошкольников». Таким образом, деятельность ДО направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического здоровья детей; на интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством. В целях обеспечения доступности качественного образования в дошкольном отделении реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В образовательном процессе дошкольного отделения используются разнообразные формы работы с детьми: - организованная образовательная деятельность - образовательная деятельность при проведении режимных моментов - самостоятельная деятельность детей - индивидуальная работа с детьми - взаимодействие с семьями воспитанников и постоянное применение в образовательном процессе всеми педагогами ДО следующих образовательных технологий и методик: - здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, логоритмика, психогимнастика и др.) - игровые технологии - метод моделирования - ИКТ - коммуникативные - личностно - ориентированные - технологии деятельностного типа (проектный и исследовательский методы). Педагогический процесс ДО представляет собой целостную систему, составленную с учетом специфики контингента детей и особенностей региона. В течение учебного года предусматриваются: мониторинг – проводился 1 раз в год; недели здоровья – 2 раза в год. Контроль организации образовательного процесса осуществляется руководителем дошеольного отделения, старшими воспитателями, старшей медицинской сестрой. В течение учебного года педагоги планировали двигательный режим таким образом, чтобы чередовались умственная и физическая нагрузка. 1.2. Одна из главных задач, стоящая перед коллективом детского сада - укрепление здоровья детей и их полноценное психическое развитие. В нашем дошкольном отделении ведётся работа с использованием различных мероприятий по оздоровлению детей. Здоровьесберегающие технологии, реализуемые педагогами дошкольного отделения в 2018 году Формы работы Время проведения Технология сохранения и стимулирования здоровья Хореография 1 раза в неделю Бодрящая гимнастика (после сна) Ежедневно Динамическая пауза Ежедневно Пальчиковая гимнастика Ежедневно Дыхательная гимнастика Ежедневно Закаливание Ежедневно Логоритмические игры и упражнения Ежедневно Гимнастика для глаз Ежедневно Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия 3 раза в неделю Утренняя гимнастика Ежедневно Физкультурные досуги и праздники Ежемесячно Коррекционные технологии Психогимнастика Ежедневно Артикуляционная гимнастика Ежедневно Анализ посещаемости и пропусков в дошкольном отделении за 2018 год Количество Количество План Факт Пропуски по Прочие рабочих детей посещений посещений уважительной пропуски дней в 2018 причине (болезни, году неуважительные причины) 237 104 24648 17030 3765 3853 Вывод: Пропуски воспитанников за 2018 год суммарно составляет 7618, из которых 3396 пропусков по болезни – 47%. В дошкольном отделении большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей. Данный показательпропусков говорит о том, что работа ведется, но следует продолжать работу по снижению заболеваемости детей в следующем году, продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни. В дошкольном отделении организована и осуществлена специализированная (коррекционная) помощь детям. Основные направления коррекционной работы с детьми: Индивидуальная коррекционная работа с детьми группы риска. Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа с детьми в рамках ПМПк. Организация работы логопункта. Групповая и индивидуальная коррекционная работа по подготовке детей к обучению в школе. Групповая и индивидуальная коррекционная работа в группах старшего возраста по нормализации психологического климата группы. Отслеживание процесса адаптации вновь пришедших детей. Оказание помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет, имеющим тяжелые и не резко выраженные нарушения в развитии устной речи, познавательных процессов, усвоении сенсорных эталонов. 1.3. В 2018 учебном году в ДО функционировали 4 групп: возрастная категория специфика групп количество групп групп Вторая младшая общеразвивающая 1 Старшая группа общеразвивающая 1 Подготовительная к школе общеразвивающая 2 группа количество детей в группах 26 26 52 1.4. Годовой календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в дошкольном отделении. Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с действующим законодательством: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Устав МАОУ СОШ №11 им.В.И. Смирнова г. Томска. Анализ реализованного календарного учебного графика в учебном году Группы Вторая младшая группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Количество ООД Количество досугов, развлечений запланир реализова овано но запланир овано реализова но 10 занятий в неделю 13 занятий в неделю 17 занятий в неделю 10 занятий 8 в год в неделю 13 занятий 10 в год в неделю 17 занятий 11 в год в неделю % выполнения 8 в год 100% 10 в год 100% 11 в год 100% Анализ реализованного календарного учебного графика в летний период Группы Вторая младшая группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Количество ООД в день запланир реализов овано ано Вечера досугов, развлечения запланир реализов овано ано % выполнен ия 1 в день 1 в день 1 в день 4 в месяц 4 в месяц 4 в месяц 100% 100% 100% 1 в день 1 в день 1 в день 4 в месяц 4 в месяц 4 в месяц В течение всего 2018 года организованная образовательная деятельность реализовывалась через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществлялся педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных и развивающих задач. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. Организованная образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: во второй младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 минут, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 25 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Организованную образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - во второй младшей группе - 15 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей круглогодично организовывалась организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводили только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях организованную образовательную деятельность по физическому развитию максимально организовалась на открытом воздухе. Таким образом, деятельность дошкольного отделения осуществляется в соответствии с законодательными актами, санитарно – гигиеническими требованиями. Количество групп и воспитанников соответствует допустимому лицензионному уровню. Организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с годовым календарным графиком работы и выполнена в полном объеме. 2.Система управления образовательным учреждением 2.1. МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска, дошкольное отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с: - Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, № 273 - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. № 1014 - Уставом МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» - Конвенцией ООН о правах ребенка. Управление ДО осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации на основе принципов единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. В ДО разработан пакет документов, регламентирующих деятельность: локальные акты, договоры с родителями, педагогами, обслуживающим персоналом, должностные инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует Уставу ДМАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска и функциональным задачам ДО. Формами самоуправления являются: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, аттестационная комиссия, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), родительский комитет. Непосредственное руководство Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г.Томска дошкольным отделением осуществляется директором Ястребовым А.Ю. На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» в ДО разработаны: Положение о внутренней контрольной деятельности и Положение о внутреннем мониторинге качества образования. Цель контроля: оптимизация и координация работы всех структурных подразделений ДО для обеспечения качества образовательного процесса. В ДО используются эффективные формы контроля: различные виды мониторинга: управленческий, медицинский, педагогический, психолого-педагогический скрининг-контроль состояния здоровья детей социологические исследования семей Контроль в ДО начинается с руководителя, проходит через все структурные подразделения и направлен на следующие объекты: - охрана и укрепление здоровья воспитанников, - образовательный процесс, - кадры, аттестация педагогов, повышение квалификации, - взаимодействие с социумом, - административно-хозяйственная и финансовая деятельность, - питание детей, - техника безопасности и охрана труда работников и жизни воспитанников. В 2018 году структура образовательного учреждения представлена следующими подразделениями: Подразделение Содержание работы Ответственные Педагогический Освоение новых стратегических целей и задач, Директор, совет путей внедрения программ и модернизации руководитель образовательного процесса дошкольного отделения, старший воспитатель Общее собрание Освоение стратегических и тактических целей и Директор, трудового задач развития учреждения, контроль руководитель коллектива выполнения решений собраний трудового дошкольного коллектива за улучшением качества труда отделения, завхоз, старший воспитатель Аттестационная Организовывает и проводит аттестацию Руководитель комиссия педагогических работников с целью дошкольного подтверждения соответствия занимаемых отделения, старший педагогических должностей воспитатель ПсихологоОсуществляет медико-психологический Председатель – медикоконтроль над проведением разнообразных Юшкова С.В. педагогический дидактических экспериментов с целью консилиум предотвращения интеллектуальной перегрузки (ПМПк) воспитанников; - Выделяет группы риска; отвечает за вопросы социальнопедагогической адаптации детей, нуждающихся в коррекции; -Отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей с ОВЗ; - Оказывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в воспитании детей. Вопросы контроля рассматриваются на общих собраниях трудового коллектива, педагогических советах. Эффективность управления в ДО обеспечивает оптимальное сочетание традиционных технологий и современных тенденций (программирование деятельности ДО в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ДО, комплексное сопровождение развития участников инновационной деятельности). Таким образом, в ДО реализуется возможность участия в управлении дошкольным отделением всех участников образовательного процесса. Руководитель дошкольного отделения занимает место координатора стратегических направлений. Вывод: дошкольное отделение МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Структура и механизм управления определяет его стабильное функционирование. В ДО создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. 3.Качество дошкольного образования 3.1 Образовательный процесс в ДО построен на основной образовательной программе дошкольного отделения, разработанной с учетом ФГОС ДО, концептуальных положений Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе примерной образовательной комплексной программы «Отрождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. И ряда парциальных и коррекционных программ, поэтому содержание работы по усвоению детьми образовательных областей ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: - наблюдения; - диагностические занятия в игровой форме; - итоговые занятия. Разработаны диагностические карты осовения основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска дошкольного отделения по каждой возрастной группе. Карты включают в себя анализ уровня развития целевых ориентиров детского развития и качества осовения образовательных областей. Результаты качества освоения ООП МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска ДО на конец 2018 года выглядят следующим образом: Результаты освоения воспитанниками образовательных областей за 2018 год Образовательные области Показатели освоения Данные программы Освоил в полном объеме 45-43,2% Познавательное развитие Частичное освоение 58-55,7% Не освоил 1-1,1% Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил 39-37,5% 62-59,6% 3-2,9% 70-67,3% 31-29,8% 3-2,9% 57-54,8% 44-42,3% 3-2,9% 76-73% 27-25,9% 1-1,1% Результаты участия детей в конкурсах Результаты участия детей в городской программе «Удивительный малыш» (2018г.) Конкурс, выставка, фестиваль, спорт. Количество Результат соревнование участников Зеленый огонек 0 0 Малыш, поверь в себя 0 0 Петрушка собирает друзей 18 Диплом в номинации «Лучшая детская роль» Звонкие колокольчики 11 Диплом за 2 место Хрустальный башмачок 13 Диплом в номинации «Помним и чтим» Творим вместе 1 Диплом Спортивные надежды 0 0 Юный армеец 12 Сертификат участника Лыжный кросс 0 0 Дошколенок-чемпион Плавание Легкоатлетический кросс 0 0 0 0 0 0 Общее количество детей, принимавших участие в мероприятиях - 55 Другие конкурсы Уровень ДО Городской Областной Всероссийский конкурса Всего 90 75 16 26 Общее количество детей, принимавших участие в мероприятиях - 207 Вывод: По итогам мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения реализуемой в ДО программы выявлено, что программный материал усвоен детьми во всех возрастных группах на допустимом и оптимальном уровне. В организации воспитательно-образовательной работы педагогами ДО использовались эффективные формы и методы работы организации деятельности детей, что способствовало развитию творческих, интеллектуальных и физических способностей детей. 4.Организация образовательного процесса 4.1. Мероприятия по выполнению годовых задач В 2018 году коллектив ДО ставил перед собой следующие задачи: 1. Продолжать создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формировать у детей представления о безопасном и здоровом образе жизни. 2. Обогатить социальный опыт ребенка через организацию игровой деятельности. 3.Создать развивающую предметно-пространственную среду в группах, способствующую развитию социальных и психологических качеств личности дошкольников во всех видах деятельности. 4.Продолжать систематизировать работу по приобщению семьи к образовательному процессу и по повышению уровня речевых и коммуникативных умений дошкольников. Для решения этих задач были запланированы и проведены: Педагогические советы: 1. Психологическая безопасность образовательной среды в дошкольном отделении 2. Преемственность между дошкольным отделением и начальной школой как основа успешной адаптации ребенка к школе. Семинар - практикум: 1. Организация экспериментальной деятельности в старших группах (январь 2018 года) 2. Игровая деятельность дошкольника в разные возрастные периоды (март 2018 года) 3. Итоги воспитательно – образовательной работы за 2017 – 2018 учебный год (май 2018 года) 4. Организация педагогичексой работы на 2018 – 2019 учебный год (сентябрь 2018 года 5. Современные образовательные технологиии дошкольного образования (ноябрь 2018 года) Семинары – практикумы: 1. Самообразование педагогов 2. Написание конспектов ООД в соответствии с ФГОС ДО 3. Метод проектов 4. Работа с родителями Консультации для педагогов: 1. ФГОС ДО 2. Современные педагогические технологии 3. Организация прогулки в холодный период года 4. Организация итогового мониторинга 5. Планирование летней оздоровительной работы Открытые мероприятия для родителей: 1.23 февраля 2. Мамин праздник 3.День защиты детей 4. Вот и стали мы на год взрослее 5.Осенний бал 6.День матери 7.Новогодний карнавал Конкурсы между группами: -Конкурс рисунков и поделок «Зимний Томск» - Конкурс рисунков к 23 февраля «Папа может» - Конкурс поздравительных открыток «Портрет мамы» - Конкурс детских работ по теме ПДД -«Осенние фантазии» (поделки из природного и бросового материала) - «Новогодняя игрушка» 4.2. Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование воспитательно-образовательного процесса Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка – вот главные аспекты работы педагогов с детьми. Выполнение годовых задач (семинары-практикумы, консультации, тематические проверки, педсоветы, открытые просмотры) повышают компетентность и профессиональные качества педагогов. В течение прошедшего года продолжалась работа по охране и укреплению здоровья воспитанников. Уделялось внимание пропаганде здорового образа жизни и просвещению родителей по вопросам физического развития дошкольников, профилактики детской заболеваемости. Большое значение придавалось организации двигательной активности детей, развитию основных движений, подвижным играм и специальным мерам закаливания детского организма. Были проведены для родителей консультации, подготовлены папкипередвижки, где информация излагалась в доступной, наглядной форме. Большое внимание руководство и коллектив детского сада уделяют созданию условий для полноценного физического развития воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий при осуществлении образовательной деятельности воспитанников: - разработка режима дня для каждой возрастной подгруппы с учетом баланса умственной и двигательной активности (двигательный режим для каждой подгруппы с указанием времени, отведенного в режиме дня для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей); - разработка расписания организованной образовательной деятельности с учетом нормативов и требований санитарных правил к максимальной нагрузке (количество, длительность); сбалансированности расписания с точки зрения смены характера деятельности воспитанников; сочетание образовательной деятельности умственного (статического) плана с занятиями продуктивных видов деятельности (изодеятельность, конструирование и т.п.), двигательного характера (физкультурное, музыкальное); - интеграция различных видов деятельности; - развитие детей на основе игровых методов обучения и в игровой деятельности; - организация профилактической работы с детьми: частые простудные заболевания (эффективность проведения прогулок, физические упражнения на воздухе, проветривание помещений групп и залов, сон с доступом свежего воздуха, закаливающие мероприятия до и после дневного сна); гимнастика пробуждения; - организация контроля за проведением организованной образовательной деятельности, физической культурой, а также режимных моментов с точки зрения оптимальной двигательной и умственной активности, утомляемости детей, общей и моторной плотности, организации питания и питьевого режима, санитарноэпидемиологического состояния помещений и т.п. Для расширения возможностей физкультурно–оздоровительной работы в детском саду созданы необходимые условия: - физкультурный зал с необходимым спортивным оборудованием и атрибутами для проведения общеразвивающих упражнений, занятий, подвижных игр и профилактической работы (тактильные дорожки, массажные мячики, гимнастическая стенка). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: - У детей сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки; - Укрепляется здоровье дошкольников, совершенствуется их физическое развитие; - Педагоги и родители приобщают детей к ценностям здорового образа жизни, используя новые игровые технологии; - Педагоги и родители учат ребенка беречь себя, думать и заботиться о своем здоровье, бережно относиться к здоровью окружающих. Обеспечение безопасности В ДО проводились мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса чётко планировалась, прописывались планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издавались приказы, велась работа по охране труда. В ДО оформлены стенды «Противопожарная безопасность», «Дорожная безопасность», «Безопасность – это важно!». Система безопасности детского сада имеет полный пакет документов, находится в постоянном развитии, подвергается созидательному контролю со стороны органов государственного управления. Инструктажи и тренировки по эвакуации детей из здания на случай возникновения ЧС проводятся по графику в соответствии с планом. В приемных комнатах групп оформлены «Уголки безопасности» с информацией: - для педагогов, где находятся инструкции по обеспечению безопасности во время образовательного процесса; - памятки для родителей, где помещены инструкции и консультации о правилах поведения при возникновении ЧС; - для детей в виде красочных плакатов «Правила дорожного движения», «Уроки безопасности», «Правили пожарной безопасности». В 2018 году велась планомерная работа по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города (правила дорожного движения). Большая работа проводилась по приоритетному направлению, а именно, экологическому воспитанию детей: пополнение фонда методической литературы; проведение природоохранных акций; проведение открытых мероприятий для педагогов. Для формирования основ экологической культуры на территории дошкольного отделения имеются цветники, клумбы. Воспитатели используют парциальную программу «Юнный эколог» С.Н. Николаевой. Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке дошкольного отделения, простые и комплексные занятия, целевые прогулки, экскурсии, труд в природе, наблюдения, опытническая работа. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, совмещая деятельность с игрой и творчеством. В 2018 году коллектив добился определенных успехов в воспитании и развитии детей: - программа физического развития и оздоровления детей обеспечивает сохранность их здоровья; - безболезненно проходил адаптационный период; - дети обладают высокой познавательной активностью, в полном объеме проведены занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ИЗО, ОБЖ; - у детей сформирован интерес к музыке. Развитие художественно-творческих способностей осуществлялись на занятиях по хореографии и музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях. Нерегламентированная деятельность детей была организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями родителей. Успехи в ДО стали возможны в результате того, что: - созданы все условия для успешного развития личности каждого ребенка и каждого взрослого в единой образовательной системе (ребенок – семья – дошкольное отделение); - проведена эффективная работа по повышению профессионального мастерства и развитию творчества педагогов через непрерывное образование и саморазвитие. Вывод: В ДО созданы организационно-методические условия для решения задач по охране жизни и укрепления здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В ДО создана современная, эстетически привлекательная предметно-развивающая среда, активно используются инновационные методы, средства и формы дошкольного образования, созданы комфортные условия для прогулок детей, развития двигательной активности на воздухе. В ДО обеспечивается благоприятный микроклимат, психологическая комфортность в детском коллективе. 4.3. Работа с педагогическими кадрами по повышению их квалификации, аттестации В 2018 году педагогический коллектив дошкольного отделения активно участвовал в различных конкурсах педагогического мастерства, и достигли хороших результатов. № Тема 1 2 3. 4 5 Участие педагогов в конкурсах, выставках, фестивалях Уровень Коли городск областной Всероссий Междуна- чество участ ой -ский, родный ников * 1 Городской очный этап всероссийского конкурса профессиональн ого мастерства «Воспитатель года - 2018» Всероссийская викторина «Социальная адаптация детей дошкольного возраста» Профессиональн * ый конкурс «Педагог – наставник – 2018» Региональный конкурс профессиональн ого мастерства «Томский педагог» II открытый * * * Результат Диплом участника 1 Диплом за II место 8 Дипломы участников 4 Дипломы участников, дипломы победителей 1 Диплом городской конкурс профессиональн ого мастерства «Краса образования – 2018» 6. Всероссийский конкурс «Новогодние фантазии» 7 Всероссийский профессиональн ый конкурс «Педагогически й проект» 8 Всероссийский творческий конкурс «Секреты бабушкиного сундучка» 9 Региональный педагогический фестиваль конкурс «Технологии детских улыбок» 10 Межрегиональн ый конкурс «Этот светлый праздник Пасхи» 11 Всероссийский конкурс – фестиваль «Играют дети большой страны» участника * 5 Дипломы за 1, 2 место, сертификаты * 1 Диплом участника * 1 Диплом за III место 1 Диплом степени III * 1 Диплом степени III * 1 Сертификат участника * Публикации педагогов № ФИО педагога Название публикации Место публикации 1. Мокова Анастасия Педагогический проект Образовательный сайт ТГПУ Николаевна «Сохраним зелёную красавицу!», «Педагогическая планета» http://planetatspu.ru/ 2. Немерова Татьяна Конспект внеурочного занятия Всероссийский сборник Геннадьевна «Беседа по картине И.И. практико – ориентированных Шишкина «Утро в сосновом материалов осень 2018 бору», «Дошкольное и начальное образование - современные методики и технологии обучения и воспитания» 3. Майкова «Приобщение старших Сборник статей Александра дошкольников к здоровому «Совершенствование Сергеевна образу жизни в условиях образовательного и детского сада» коррекционно – развивающего процессов в дошкольных учреждениях» Материалы XI Международной научно – практической конференции (г. Томск, 1 марта 2018 г.) Педагогический опыт был обобщён и представлен педагогами в 2018 г. Ф.И.О. педагога, Тема опыта Уровень должность Мокова Анастасия «Организация работы по Форум «Методическое Николаевна, старший преемственности между сопровождение обеспечения воспитатель дошкольным отделением и преемственности в начальной школой» реализации ФГОС ДО и НОО» Мокова Анастасия «Мероприятия по Городской семинар – Николаевна, старший преемственности между практикум воспитатель дошкольным отделением и «Преемственность начальной школой» дошкольного и начального общего образования в вопросах адаптации ребенка к школьным условиям» Гаус Наталья Анатольевна, Открытый показ ООД Городской семинар – воспитатель «Полет в космос» практикум «Преемственность дошкольного и начального общего образования в вопросах адаптации ребенка к школьным условиям» Захарова Ольга Алексеевна, Открытый показ ООД Городской семинар – воспитатель «Богатыри России» практикум «Преемственность дошкольного и начального общего образования в вопросах адаптации ребенка к школьным условиям» 4.3. Руководство и контроль за воспитательно - образовательным процессом В течение 2018 года директором, руководителем дошкольного отделения, старшим воспитателем и старшей медсестрой в ДО осуществлялся контроль над деятельностью коллектива по разным направлениям. Было проведено ряд проверок, из них: 3 тематических проверки по задачам годового плана: «Готовность дошкольного отделения к новому учебному году», «Готовность дошкольного отделения к летнему периоду», «Формирование развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Около 20 проверок оперативного контроля по разным видам деятельности: соблюдение санитарно-гигиенического режима, профессиональная компетентность специалистов ДО, работа с родителями, оздоровительная работа, аттестация педагогических работников. В ходе проверок были выявлены положительные стороны и недостатки. Итоги подведены на совещании при руководителе дошкольного отделения и директоре МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска ДО, педагогическом совете, родительских собраниях. По результатам всех проверок составлены справки и даны рекомендации всем проверяемым. 4.4. Работа с родителями, семьей, общественностью В дошкольном образовательном учреждении выстроена полноценная система сотрудничества с родителями по принципу «педагог – ребенок - родитель». Представители родительской общественности входят в состав общего собрания коллектива, бракеражную комиссию. Они активно участвуют в общественной жизни дошкольного учреждения. Работа дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьями воспитанников носит целенаправленный, систематический характер. Педагоги постоянно взаимодействуют с коллективом родителей, проводят общие и групповые родительские собрания с использованием разнообразных форм. В 2018 году дошкольным учреждением использовались интересные формы сотрудничества с семьями воспитанников: мастер-классы, досуговые и конкурсные мероприятия. Основной задачей ДО в работе с семьей считается задача привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным отделением, т.е. создания единого пространства развития ребенка. Эта работа была начата традиционно с ознакомительных дней для семей ДО: встреч с воспитателями и другими педагогическими работниками. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей мы отводим наглядной информации. Ее главная цель – ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в ДО, оказания практической помощи семье. Материалы для родителей представлялись на стендах «Для вас, родители». Стали традиционны занятия для родителей. Большой интерес у родителей вызывают детские работы, которые выставлялись под рубрикой «Наши работы» (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, с природным материалом). Для того чтобы родителям, в свою очередь, открылся мир жизни группы, мир характеров, интересов и отношений, которыми пронизана жизнь их малыша вне дома, в дошкольном отделении организовывались целевые посещения родителей, связанные с выполнением конкретной педагогической задачи: наблюдением за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, ознакомлением с режимом жизни дошкольного отделения. Родители вместе с детьми принимали активное участие в конкурсах: -Конкурс рисунков и поделок «Зимний Томск» - Конкурс рисунков к 23 февраля «Папа может» - Конкурс поздравительных открыток «Портрет мамы» - Конкурс детских работ по теме ПДД -«Осенние фантазии» (поделки из природного и бросового материала) - «Новогодняя игрушка» Были проведены совместные мероприятия: оформление группы к новому году, открытые занятия, проведение праздников. Партнерство детского сада и родителей достигается путем предоставления родителям возможности присутствовать на занятиях, мероприятиях дошкольного отделения, участвовать в мероприятиях дошкольного отделения. 4.5. Итоги административно – хозяйственной работы Для реализации программы дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, коллективом создаются все необходимые условия для пребывания и оздоровления детей в дошкольном отделении. № 1 2 Запланированные мероприятия Косметический ремонт групп, кабинетов Отметка о выполнении выполнено Приобретение: выполнено Медикаментов Моющих средств Вывод: Воспитательно-образовательный процесс в ДО осуществляется на основе регулярного мониторинга воспитательно-образовательной работы и поставленных задач учреждения с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста на основе программ дошкольного образования, что позволяет выявить проблемные зоны, а также положительные моменты и оптимально выстроить педагогический процесс на достижение максимального результата. Программа выполнена детьми на хорошем уровне. Годовые задачи реализованы в полном объеме. В ДО систематически организуются и проводятся различные тематические мероприятия. 5.Кадровое обеспечение Кол-во 5.1. Дошкольное отделение укомплектовано профессиональными педагогическими кадрами. Всего в коллективе 32 человек: - административно-управленческий аппарат – 1 чел., - педагогический коллектив – 14 чел., - младший обслуживающий персонал – 16 чел., - медицинских работников – 1 чел. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы Педагогический Образование Квалификационн Педагогический состав ая категория стаж Высшее Среднее I В Соот- до 5 5 – 15 – бо вие лет 15 25 лее Пед. Н/пе Пед. Н/пе лет лет 25 д д лет Руководитель ДО 1 1 1 Старший 1 1 1 1 воспитатель Учитель – 1 1 1 1 логопед Педагог – 1 1 1 1 психолог Муз. 1 1 1 руководитель ПДО 1 1 1 Воспитатели 8 3 5 5 2 5 1 1 1 Инструктор по 1 1 1 1 физич. культуре ИТОГО 15 8 1 6 0 8 1 2 9 3 2 1 Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку на базе ТОИПКРО, ТТГПУ, ТГПк, ИМЦ и проходят аттестацию (за последних 3 года прошли курсовую подготовку 13 педагогов). В 2018 году прошли курсы повышения квалификации 1 педагог, аттестовались на первую квалификационную категорию 2 педагога. Многие педагоги имеют первую квалификационные категории, что говорит о хорошей теоретической и практической подготовке, о владении современными образовательными технологиями, об ориентации в актуальных проблемах дошкольного образования. Педагоги знают современные тенденции дошкольной педагогики, активно участвуют в профессиональных конкурсах, имеют стабильно положительные результаты педагогической деятельности, владеют современными технологиями организации образовательного процесса. ение ктны е, техно логи Ттех и ноло прое гии ктир разви ован вающ Комм ия его уник обуч ативн ения ые, инте диал ракти огов ые вные, игров ые Техн олог ии деяте Проб льнос лемн тного ое типа обуч Прое Технологии ИКТ Освоение новых технологий педагогическими и руководящими кадрами Предметы Дошкольное образование Всего (%) 13 8 10 13 13 11 13 100 % 62% 77% 100% 100% 85% 100% В процессе обучения на курсах повышения квалификации и благодаря проведению методических мероприятий в дошкольном отделении удалось повысить уровень практической деятельности воспитателей, что проявляется в активном транслировании инновационного опыта своей профессиональной деятельности на различных уровнях. Характерной чертой всех членов педагогического коллектива является уважительное отношение к своим воспитанникам, соблюдение прав всех участников образовательного процесса, регулярное, периодичное повышение квалификации, соответствие педагогической компетентности стандарту профессиональной деятельности. Вывод: Дошкольное отделение укомплектовано профессиональными кадрами полностью. Педагоги дошкольного отделения постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение 6.1. В течение всего года постоянно пополняется учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. Приобретено по бюджету в течение 2018 года Всего в течение года поступило средств 137113,00 Что приобретено стоимость Игры, игрушки, конструктор, 13570,00 демонстрационные материалы, обучающие стенды Спортивный инвентарь 6400,00 Оверлок 10990,00 Швейная машинка 6490,00 Ламинатор 3624,00 Канцелярские принадлежности 25000,00 Пописка на журналы 13059,00 Посуда детская 13280,00 Спеодежда 44700,00 Приобретено на спонсорские средства в течение 2018 года Что приобретено Стоимость Полотенца детские 9360,00 Комплекты постельного белья 20260,00 Пылесосы 11980,00 Холодильник 11490,00 Получение дополнительных средств возможно благодаря предоставлению дополнительных платных образовательных услуг. В ДО организованы: «Хореография», «Путешествие с художником», «Театр лучших друзей», «Логика», «АБВГДЕйка», «Английский язык», «Шахматы», вокальная студия «Солнечные лучики», «Каратэ», «Робототехника», «Речевой фитнес». Платные дополнительные образовательные услуги дошкольное отделение оказывает в соответствии с положением, разработанным в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №.273 – ФЗ, нормативными документами органов власти и управления образованием и Уставом МАОУ СОШ №11 им.В.И. Смирнова г.Томска. 6.2. Дошкольное отделение имеет для более качественного осуществления образовательного процесса информационные ресурсы, но их недостаточно. Работа по обеспечению в данном направлении запланирована и на будущий год. Наименование 2018 год Персональные компьютеры 2 Ноутбуки 4 Принтер, сканер, копир 3 7.Материально-техническое обеспечение В дошкольном отделении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды. Оборудованы, в соответствии с современными требованиями, и оснащены методическими и дидактическими пособиями: - групповые помещения - методический кабинет - кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда - медицинский кабинет - музыкально - спортивный зал - игровые прогулочные площадки. При создании развивающей предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДО не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Организованная в дошкольном отделении развивающая предметнопространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфортна, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. В течение года в методическом кабинете организовывались постоянно действующие выставки новинок методической литературы и дидактического материала. Своевременно оформлялись и обновлялись стенды информацией для педагогов и родителей. На территории дошкольного отделения обновлены клумбы и цветники. Вывод: В дошкольном отделении развивающая предметно-пространственная среда способствует всестороннему развитию дошкольников. 8. Функционирование внутренней системы оценки качества образования в дошкольном отделении В целях отслеживания динамики качества образовательных услуг дошкольного отделения и оценки эффективности управления качеством образования в дошкольном отделении разработано: - Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска дошкольном отеделнии. - Положение о контроле в МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска дошкольном отделении. Положения о системе внутреннего мониторинга являются качественной оценкой и коррекции воспитательно-образовательной деятельности, условий среды дошкольного отделения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей. N п/п ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ Показатели Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: 104 человек 1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 104 человек 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) 0 человек 1.1.3 В семейной дошкольной группе 0 человек 1.1.4 В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 0 человек 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 0 человек 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 104 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 104 человек/100% 1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 104 человек/100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) 0 человек/0 % 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания 0 человек/0 % 1.5 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: 3 человек/2,8 % 1.5.1 По коррекции недостатков психическом развитии 0 человек/0 % 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 3 человек/2,8 % 1.5.3 По присмотру и уходу 3 человек/2,8 % 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника 26 дней 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 13 человек 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 7 человек/54 % 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 7 человек/54 % 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 6 человек/ 46% 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 6 человек/ 46% 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 8 человек/ 62 % в физическом и (или) 1.8.1 Высшая 1 человек/8 % 1.8.2 Первая 7 человек/ 54% 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: человек/% 1.9.1 До 5 лет 6 человек/ 46% 1.9.2 Свыше 30 лет 1 человек/8 % 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 7 человек/ 54% 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 1 человек/ 8% 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 13 человек/ 100% 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 13 человек/ 100% 1.14 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 13человек/8челове к 1.15 Наличие в образовательной педагогических работников: 1.15.1 Музыкального руководителя да 1.15.2 Инструктора по физической культуре да 1.15.3 Учителя-логопеда да 1.15.4 Логопеда нет 1.15.5 Учителя-дефектолога нет 1.15.6 Педагога-психолога да 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2,92 кв. м 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 101,3 кв. м 2.3 Наличие физкультурного зала да 2.4 Наличие музыкального зала да организации следующих 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да ВЫВОД ОБЩИЙ: Подводя итог прошедшего 2018 года можно отметить, что анализ деятельности дошкольного отделения выявил положительные моменты: Деятельность дошкольного отделения осуществляется в соответствии с законодательными актами, санитарно – гигиеническими требованиями В работе дошкольного отеделения большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей, что выражается в стабильной положительной динамике снижения заболеваемости Учреждение функционирует в режиме развития Уровень усвоения материала детьми на оптимально высоком уровне В дошкольном отделении сложился перспективный, творческий коллектив педагогов, имеющих высокий потенциал к профессиональному развитию