Рабочая программа дополнительного образования детей «Хореография»

1. Пояснительная записка
С давних времен танец был одним из любимых видов искусства. Отношение к нему
не изменилось и сегодня. Путь к вершинам мастерства в хореографии сложен.
Преодолевая трудности образовательного процесса, ребенок постоянно находится в
коллективе единомышленников, развивается духовно, эмоционально, интеллектуально,
физически. Он не обязательно станет профессиональным танцором или педагогомхореографом, но он будет красиво двигаться, уметь общаться с окружающими людьми,
любить танец.
1.1. Программа «Танцевальный коллектив «Dance Time» имеет художественную
направленность. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании российской Федерации» программа является
дополнительной
(общеобразовательной) общеразвивающей программой.
1.2.Уровень программы: Данная программа имеет базовый уровень.
1.3. Новизна программы.
Учитывая требования современного дополнительного образования, данная
программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их
адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и
искусству;
• сохранение и охрана здоровья детей.
• ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и
приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность,
фантазия, самобытность.
1.4. Актуальность программы.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез
игрового детского танца, классической, современной хореографии, то есть широкий
спектр хореографического образования. Представив хореографию во всем ее
многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы
тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и
самореализации.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:





программа даёт возможность учащимся самоопределиться через реализацию
творческих способностей, через создание собственного продукта (танец,
танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между
учащимися и педагогом;
комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их
психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как
трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность,
ответственность за результат своей деятельности.



учебные занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями
воспитывают у детей чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и
товарищества;

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в центре
программы стоит сам ребенок, его внутренний мир, его характер, способность осознать
свои действия, поступки, его возможность состояться в жизни.
Программа модифицированная базируется на примерной программе для детских
хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств.
Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей детей.
с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и с разным
уровнем знаний. Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет
максимально отразить особенности танцев на примере разных танцевальных композиций.
Нормативно-правовая база программы:







Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012
года № 273 – ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 –р;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
Устав МАОУ СОШ № 11 имени В. И. Смирнова г. Томска.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
танцевального коллектива «Dance Time» ориентирована на детей 7-17 лет, так как
творческая составляющая является основой развития личности ребенка на
протяжении всего обучения в школьном учреждении.
1.5. Цель и задачи программы
Цель программы

Создание условия для формирования у детей способности к творческому
самовыражению посредством обучения танцевальному искусству и формирование в нем
эстетических идеалов.
Программа «Танцевальный коллектив « Dance Time» направлена на приобщение
детей к танцевальному искусству, на эстетическое воспитание учащимися, на
приобретение основ исполнения танцев, а также на воспитание нравственноэстетического отношения к танцевальной культуре.
Задачи:
Обучающие:



достижение высокого исполнительского мастерства;
овладение техникой и пластикой движений на основе классического танца;









формирование музыкально-ритмических навыков;
организация постановочной работы и концертной деятельности;
Развивающие:
развитие волевых качеств личности, памяти, навыков самоконтроля, образного
мышления, воображения;
развитие художественного вкуса;
организация творческой деятельности воспитанников на основе полученных знаний.
Воспитательные:
воспитание на основе принципов толерантности и танцевальной творческой этики;
воспитание выносливости, терпения, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности и
инициативности.

Требования к уровню знаний обучающихся, полученных в результате
реализации программы. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения дополнительной общеразвивающей программы
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
«Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают:
в ценностно-ориентировочной сфере:

программы

- осмысленное восприятие танцевального искусства;
- учебно-познавательный интерес к танцевальному материалу и решение новых задач;
- развитие музыкальности, актерского мастерства используя многообразие стилей, форм
хореографического искусства;
- воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса на основе знакомства и изучения
мировой художественной культуры;
в трудовой сфере:
- повышение работоспособности и уровня культуры исполнительского мастерства;
в познавательной сфере:
- участие в учебном и воспитательном процессах, в ходе реализации различных
творческих задач, проектов;
- самостоятельность, самоконтроль.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Танцевальный коллектив « Dance Time» танцевального отражают;
- анализ собственно учебной деятельности;
- корректировка учебной деятельности, для достижения запланированных результатов;
- проявление самостоятельности, творческой инициативы;
- стремление к самостоятельному изучению информации о хореографическом искусстве,
самообразование;

- применение полученных знаний о хореографии для реализации собственного
творческого потенциала;
- взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности, участие в
жизни кружка.
Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
«Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают:

программы

- интерес к танцевальным занятиям;
- овладение практическими навыками и теоретическими знаниями, для реализации своего
потенциала;
- овладение исполнительским мастерством.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
хореографической студии после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты.
Учащийся будет знать:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в
других помещениях;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Учащийся будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
- самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца и современной
хореографии;
- владеть исполнительским мастерством сценического танца.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые,
индивидуальные, подгрупповые. А также в ней предусмотрены занятия: теоретические,
практические, комбинированные (объяснение материала, его закрепление, подведение
итогов).
Срок, объем учебной нагрузки и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения 102 часа, из расчета 3 часов в неделю.

2. Содержание программы.
2.1. Учебно-тематичекий план.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Темы, разделы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика, партер

3

18

21

2.

Танцевальная импровизация

3

18

21

3.

Элементы классического танца

3

18

21

4.

Элементы современного танца

3

18

21

5.

Постановочная работа

-

18

18

12

90

102

ИТОГО:

3. Формы промежуточной аттестации и оценочные материалы
Система оценки: балльно - уровневая.
Усвоение программы учащихся предполагает 3 уровня: низкий, средний, высокий, для
определения уровня по итогам аттестационных занятий выставляются баллы (0-1 балл, 2-4
балла, 5 баллов)
На занятиях используются следующие виды учёта:
текущий учёт (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учеников на
каждом уроке);
- итоговый учёт (открытые занятия, концерты, фестивали, конкурсы);
конце каждого учебного года проводится отчетное занятие-концерт студии, в котором
участвуют все группы. Отчетное занятие-концерт состоит из фрагментов занятий по
основным разделам программы и концертных номеров студии.
-

На первом занятии с помощью контрольных упражнений определяется развитие
танцевальных способностей учащихся: музыкальный слух, ритм, гибкость, эмоциональная
отзывчивость и др. Также эта диагностика проходит в середине года (декабрь) и в конце
года, где определяется результат обучения по программе за учебный год.
Используя способ педагогического наблюдения в течение полугодия, педагог
контролирует сформированность компетенций учащегося. В середине учебного года (в
декабре) проводится промежуточная аттестация по пройденному материалу, на котором
оцениваются теоретические знания и практическая подготовка учащихся. В конце

каждого учебного года проходит комплексная проверка образовательных результатов.
Она проходит в форме отчетного концерта.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей
программе
№
п/п

Темы, разделы

Формы
занятий

проведения Дидактический
материал

итогов

ТСО
1.

2.

Ритмика, партер

Танцевальная
импровизация

Групповое
тренировка

Реквизит
коврики,
скакалки)

(мячи, Занятиеобручи, концерт

репетиция

магнитофон

Занятие – фантазия

Танцев. реквизит

творческое

магнитофон

групповое

3.

Элементы классического Творческое
танца
групповое

Формы
подведения

Итоговое
занятие по
разделу
концерт

Видео материал
иллюстрации

Мини
концерт

-

Мини
концерт

–

магнитофон

4.

5.

Элементы народного
танца

Постановочная работа

Творческое

Видео материал

групповое

иллюстрации

репетиция

магнитофон

Занятие – репетиция
творческое

Танцевальный
реквизит
магнитофон
аудиодиски,
флешкарты с муз.
материалом

4. Организационно-педагогические условия реализации программы:

Концерт

4.1. Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности
Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные).
Формы организации занятий: всем составом объединения, в группах или по
подгруппам.
Методы работы:
1. Словесные методы
2. Наглядные методы
3. Практический метод
4. Метод танцевального показа.
5. Театрализованный.
6. Игровой.
Принципы реализации программы.
Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала с возрастными и
психологическими особенностями детей.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи
знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет
перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,
более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебновоспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в рамках
образовательной программы обеспечивают принцип систематичности.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей
обучения и воспитания. С учетом уровня индивидуальной подготовленности учащегося,
его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути
совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима. Опираясь на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует,
прогнозирует его развитие.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
физического здоровья ребенка в процессе обучения. Осознавая оздоровительное
воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно решать
задачи познавательного характера.
Принцип творческого сотрудничества: со сверстниками как партнер, со
взрослыми в процессе обучения.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у
учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к
познавательной деятельности по данной дисциплине.
Принцип наглядности – в организации образовательного
процесса с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу
познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем,
участвующих в познавательном процессе.
Принцип повторения - умения и навыков является одним из важнейших. В
результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий
их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности Включение вариантных изменений в стереотипы
предполагает соблюдение. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения
к другой.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения образовательного
процесса как целостного процесса, связанного с принципом системного чередования
отдыха и физических нагрузок. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах
деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности
закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от
занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип цикличности - упорядочение процесса обучения. Он заключается в
повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к
каждому последующему этапу обучения.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития
личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных
умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее –
физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие
личности ребенка. В реализации программы используются личностно-ориентированный и
системно-деятельностный подходы.
4.2 Методическое обеспечение
Научно-методическая литература, учебный, диагностический, дидактический материалы.
4.3. Материально-технические и кадровые ресурсы реализации программы.
Кадровые ресурсы
педагог-хореограф;
Материально-технические ресурсы







танцевальный зал, спортивный зал;
форма и обувь для занятий;
аудио-видео аппаратура;
костюмерная;

реквизит.
Информационно-методические ресурсы







учебно-методическая литература по профилю;
дополнительная литература для детей и родителей;
наглядные пособия, фотографии,грамоты;
медицинские справки.

Список литературы
Нормативные документы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015
годы» // Вестник образования России. 2015. №1. С. 24-39.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // #Вестник образования
России. 2020. №24. С. 16-17.
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи. 2017. №6. С. 26-32
4. Концепция развития дополнительного образования детей //Дополнительное образование
и воспитание. 2014. №6. С. 3 -10.
5. Лицензирование образовательной деятельности – новые требования // Нормативные
документы ОУ. 2019. №5. С. 37.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политике. Указ Президента
РФ от 7.05.2012г. №597 // Библиотечка для учреждений дополнительного образования
детей. 2012. №4. С. 25-28.
7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки РФ от
29.08.2013г.
№
1008.
–
Электрон.
текстовые
данные.
–
Режим
доступа: http://dopedu.ru/ //Дополнительное образование и воспитание. 2013. №2. С. 9-13.
//Вестник образования России. 2013. №1. С. 20-28.
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам // Вестник образовании России.
2018. №1. С. 20-28.
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. (Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844) // Внешкольник. Дополнительное
образование. 2006. №1. С. 19-20.
10. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
(вместе
с
#СанПин
2.4.4.3172-14)(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
20.08.2014.№33660) [Электронный ресурс].
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г.№ 273 –
ФЗ» // Вестник образования России. 2012. №3/4.
Литература
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
2. Буданова

Г.

П. Материалы по

определению

качественного обучения

дополнительном образовании. – М., 1999.
3. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 2014.
4. Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика. – Берлин, 1982.
5. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1999.

в

6. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств.
– М., 2011.
7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1999.
8. Образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

«Хореографическая студия Эдельвейс». Москва, 2018.
9. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических
отделений школ искусств. Москва, 2019.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 2001.

Электронные ресурсы
1.
2.
3.
4.

Видео учебник танцев
Краткая энциклопедия танцев
Музыка для танцев
Танцы для детей: Внешний вид ребенка. Конкурсный костюм, прическа, обувь для
детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».