Рабочая программа дополнительного образования детей «Хореография»

1. Пояснительная записка
С давних времен танец был одним из любимых видов искусства. Отношение к нему
не изменилось и сегодня. Путь к вершинам мастерства в хореографии сложен.
Преодолевая трудности образовательного процесса, ребенок постоянно находится в
коллективе единомышленников, развивается духовно, эмоционально, интеллектуально,
физически. Он не обязательно станет профессиональным танцором или педагогомхореографом, но он будет красиво двигаться, уметь общаться с окружающими людьми,
любить танец.
1.1. Программа «Танцевальный коллектив «Dance Time» имеет художественную
направленность. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании российской Федерации» программа является
дополнительной
(общеобразовательной) общеразвивающей программой.
1.2.Уровень программы: Данная программа имеет базовый уровень.
1.3. Новизна программы.
Учитывая требования современного дополнительного образования, данная
программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их
адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и
искусству;
• сохранение и охрана здоровья детей.
• ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и
приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность,
фантазия, самобытность.
1.4. Актуальность программы.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез
игрового детского танца, классической, современной хореографии, то есть широкий
спектр хореографического образования. Представив хореографию во всем ее
многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы
тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и
самореализации.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:





программа даёт возможность учащимся самоопределиться через реализацию
творческих способностей, через создание собственного продукта (танец,
танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между
учащимися и педагогом;
комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их
психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как
трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность,
ответственность за результат своей деятельности.



учебные занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями
воспитывают у детей чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и
товарищества;

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в центре
программы стоит сам ребенок, его внутренний мир, его характер, способность осознать
свои действия, поступки, его возможность состояться в жизни.
Программа модифицированная базируется на примерной программе для детских
хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств.
Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей детей.
с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и с разным
уровнем знаний. Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет
максимально отразить особенности танцев на примере разных танцевальных композиций.
Нормативно-правовая база программы:







Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012
года № 273 – ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 –р;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
Устав МАОУ СОШ № 11 имени В. И. Смирнова г. Томска.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
танцевального коллектива «Dance Time» ориентирована на детей 7-17 лет, так как
творческая составляющая является основой развития личности ребенка на
протяжении всего обучения в школьном учреждении.
1.5. Цель и задачи программы
Цель программы

Создание условия для формирования у детей способности к творческому
самовыражению посредством обучения танцевальному искусству и формирование в нем
эстетических идеалов.
Программа «Танцевальный коллектив « Dance Time» направлена на приобщение
детей к танцевальному искусству, на эстетическое воспитание учащимися, на
приобретение основ исполнения танцев, а также на воспитание нравственноэстетического отношения к танцевальной культуре.
Задачи:
Обучающие:



достижение высокого исполнительского мастерства;
овладение техникой и пластикой движений на основе классического танца;









формирование музыкально-ритмических навыков;
организация постановочной работы и концертной деятельности;
Развивающие:
развитие волевых качеств личности, памяти, навыков самоконтроля, образного
мышления, воображения;
развитие художественного вкуса;
организация творческой деятельности воспитанников на основе полученных знаний.
Воспитательные:
воспитание на основе принципов толерантности и танцевальной творческой этики;
воспитание выносливости, терпения, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности и
инициативности.

Требования к уровню знаний обучающихся, полученных в результате
реализации программы. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения дополнительной общеразвивающей программы
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
«Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают:
в ценностно-ориентировочной сфере:

программы

- осмысленное восприятие танцевального искусства;
- учебно-познавательный интерес к танцевальному материалу и решение новых задач;
- развитие музыкальности, актерского мастерства используя многообразие стилей, форм
хореографического искусства;
- воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса на основе знакомства и изучения
мировой художественной культуры;
в трудовой сфере:
- повышение работоспособности и уровня культуры исполнительского мастерства;
в познавательной сфере:
- участие в учебном и воспитательном процессах, в ходе реализации различных
творческих задач, проектов;
- самостоятельность, самоконтроль.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Танцевальный коллектив « Dance Time» танцевального отражают;
- анализ собственно учебной деятельности;
- корректировка учебной деятельности, для достижения запланированных результатов;
- проявление самостоятельности, творческой инициативы;
- стремление к самостоятельному изучению информации о хореографическом искусстве,
самообразование;

- применение полученных знаний о хореографии для реализации собственного
творческого потенциала;
- взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности, участие в
жизни кружка.
Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей
«Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают:

программы

- интерес к танцевальным занятиям;
- овладение практическими навыками и теоретическими знаниями, для реализации своего
потенциала;
- овладение исполнительским мастерством.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
хореографической студии после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты.
Учащийся будет знать:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в
других помещениях;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Учащийся будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
- самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца и современной
хореографии;
- владеть исполнительским мастерством сценического танца.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые,
индивидуальные, подгрупповые. А также в ней предусмотрены занятия: теоретические,
практические, комбинированные (объяснение материала, его закрепление, подведение
итогов).
Срок, объем учебной нагрузки и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения 102 часа, из расчета 3 часов в неделю.

2. Содержание программы.
2.1. Учебно-тематичекий план.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Темы, разделы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика, партер

3

18

21

2.

Танцевальная импровизация

3

18

21

3.

Элементы классического танца

3

18

21

4.

Элементы современного танца

3

18

21

5.

Постановочная работа

-

18

18

12

90

102

ИТОГО:

3. Формы промежуточной аттестации и оценочные материалы
Система оценки: балльно - уровневая.
Усвоение программы учащихся предполагает 3 уровня: низкий, средний, высокий, для
определения уровня по итогам аттестационных занятий выставляются баллы (0-1 балл, 2-4
балла, 5 баллов)
На занятиях используются следующие виды учёта:
текущий учёт (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учеников на
каждом уроке);
- итоговый учёт (открытые занятия, концерты, фестивали, конкурсы);
конце каждого учебного года проводится отчетное занятие-концерт студии, в котором
участвуют все группы. Отчетное занятие-концерт состоит из фрагментов занятий по
основным разделам программы и концертных номеров студии.
-

На первом занятии с помощью контрольных упражнений определяется развитие
танцевальных способностей учащихся: музыкальный слух, ритм, гибкость, эмоциональная
отзывчивость и др. Также эта диагностика проходит в середине года (декабрь) и в конце
года, где определяется результат обучения по программе за учебный год.
Используя способ педагогического наблюдения в течение полугодия, педагог
контролирует сформированность компетенций учащегося. В середине учебного года (в
декабре) проводится промежуточная аттестация по пройденному материалу, на котором
оцениваются теоретические знания и практическая подготовка учащихся. В конце

каждого учебного года проходит комплексная проверка образовательных результатов.
Она проходит в форме отчетного концерта.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей
программе
№
п/п

Темы, разделы

Формы
занятий

проведения Дидактический
материал

итогов

ТСО
1.

2.

Ритмика, партер

Танцевальная
импровизация

Групповое
тренировка

Реквизит
коврики,
скакалки)

(мячи, Занятиеобручи, концерт

репетиция

магнитофон

Занятие – фантазия

Танцев. реквизит

творческое

магнитофон

групповое

3.

Элементы классического Творческое
танца
групповое

Формы
подведения

Итоговое
занятие по
разделу
концерт

Видео материал
иллюстрации

Мини
концерт

-

Мини
концерт

–

магнитофон

4.

5.

Элементы народного
танца

Постановочная работа

Творческое

Видео материал

групповое

иллюстрации

репетиция

магнитофон

Занятие – репетиция
творческое

Танцевальный
реквизит
магнитофон
аудиодиски,
флешкарты с муз.
материалом

4. Организационно-педагогические условия реализации программы:

Концерт

4.1. Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности
Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные).
Формы организации занятий: всем составом объединения, в группах или по
подгруппам.
Методы работы:
1. Словесные методы
2. Наглядные методы
3. Практический метод
4. Метод танцевального показа.
5. Театрализованный.
6. Игровой.
Принципы реализации программы.
Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала с возрастными и
психологическими особенностями детей.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи
знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет
перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,
более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебновоспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в рамках
образовательной программы обеспечивают принцип систематичности.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей
обучения и воспитания. С учетом уровня индивидуальной подготовленности учащегося,
его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути
совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима. Опираясь на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует,
прогнозирует его развитие.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
физического здоровья ребенка в процессе обучения. Осознавая оздоровительное
воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно решать
задачи познавательного характера.
Принцип творческого сотрудничества: со сверстниками как партнер, со
взрослыми в процессе обучения.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у
учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к
познавательной деятельности по данной дисциплине.
Принцип наглядности – в организации образовательного
процесса с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу
познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем,
участвующих в познавательном процессе.
Принцип повторения - умения и навыков является одним из важнейших. В
результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий
их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности Включение вариантных изменений в стереотипы
предполагает соблюдение. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения
к другой.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения образовательного
процесса как целостного процесса, связанного с принципом системного чередования
отдыха и физических нагрузок. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах
деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности
закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от
занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип цикличности - упорядочение процесса обучения. Он заключается в
повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к
каждому последующему этапу обучения.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития
личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных
умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее –
физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие
личности ребенка. В реализации программы используются личностно-ориентированный и
системно-деятельностный подходы.
4.2 Методическое обеспечение
Научно-методическая литература, учебный, диагностический, дидактический материалы.
4.3. Материально-технические и кадровые ресурсы реализации программы.
Кадровые ресурсы
педагог-хореограф;
Материально-технические ресурсы







танцевальный зал, спортивный зал;
форма и обувь для занятий;
аудио-видео аппаратура;
костюмерная;

реквизит.
Информационно-методические ресурсы







учебно-методическая литература по профилю;
дополнительная литература для детей и родителей;
наглядные пособия, фотографии,грамоты;
медицинские справки.

Список литературы
Нормативные документы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015
годы» // Вестник образования России. 2015. №1. С. 24-39.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // #Вестник образования
России. 2020. №24. С. 16-17.
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи. 2017. №6. С. 26-32
4. Концепция развития дополнительного образования детей //Дополнительное образование
и воспитание. 2014. №6. С. 3 -10.
5. Лицензирование образовательной деятельности – новые требования // Нормативные
документы ОУ. 2019. №5. С. 37.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политике. Указ Президента
РФ от 7.05.2012г. №597 // Библиотечка для учреждений дополнительного образования
детей. 2012. №4. С. 25-28.
7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки РФ от
29.08.2013г.
№
1008.
–
Электрон.
текстовые
данные.
–
Режим
доступа: http://dopedu.ru/ //Дополнительное образование и воспитание. 2013. №2. С. 9-13.
//Вестник образования России. 2013. №1. С. 20-28.
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам // Вестник образовании России.
2018. №1. С. 20-28.
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. (Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844) // Внешкольник. Дополнительное
образование. 2006. №1. С. 19-20.
10. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
(вместе
с
#СанПин
2.4.4.3172-14)(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
20.08.2014.№33660) [Электронный ресурс].
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г.№ 273 –
ФЗ» // Вестник образования России. 2012. №3/4.
Литература
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
2. Буданова

Г.

П. Материалы по

определению

качественного обучения

дополнительном образовании. – М., 1999.
3. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 2014.
4. Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика. – Берлин, 1982.
5. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1999.

в

6. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств.
– М., 2011.
7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1999.
8. Образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

«Хореографическая студия Эдельвейс». Москва, 2018.
9. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических
отделений школ искусств. Москва, 2019.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 2001.

Электронные ресурсы
1.
2.
3.
4.

Видео учебник танцев
Краткая энциклопедия танцев
Музыка для танцев
Танцы для детей: Внешний вид ребенка. Конкурсный костюм, прическа, обувь для
детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3822) 47-32-95, +7 (3822) 47-33-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».