1. Пояснительная записка С давних времен танец был одним из любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Путь к вершинам мастерства в хореографии сложен. Преодолевая трудности образовательного процесса, ребенок постоянно находится в коллективе единомышленников, развивается духовно, эмоционально, интеллектуально, физически. Он не обязательно станет профессиональным танцором или педагогомхореографом, но он будет красиво двигаться, уметь общаться с окружающими людьми, любить танец. 1.1. Программа «Танцевальный коллектив «Dance Time» имеет художественную направленность. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании российской Федерации» программа является дополнительной (общеобразовательной) общеразвивающей программой. 1.2.Уровень программы: Данная программа имеет базовый уровень. 1.3. Новизна программы. Учитывая требования современного дополнительного образования, данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: • развитие мотивации детей к познанию и творчеству; • содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации в современном динамическом обществе; • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; • сохранение и охрана здоровья детей. • ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. 1.4. Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез игрового детского танца, классической, современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем: программа даёт возможность учащимся самоопределиться через реализацию творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между учащимися и педагогом; комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка; занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности. учебные занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у детей чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества; Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в центре программы стоит сам ребенок, его внутренний мир, его характер, способность осознать свои действия, поступки, его возможность состояться в жизни. Программа модифицированная базируется на примерной программе для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей детей. с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и с разным уровнем знаний. Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить особенности танцев на примере разных танцевальных композиций. Нормативно-правовая база программы: Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р; Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Устав МАОУ СОШ № 11 имени В. И. Смирнова г. Томска. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа танцевального коллектива «Dance Time» ориентирована на детей 7-17 лет, так как творческая составляющая является основой развития личности ребенка на протяжении всего обучения в школьном учреждении. 1.5. Цель и задачи программы Цель программы Создание условия для формирования у детей способности к творческому самовыражению посредством обучения танцевальному искусству и формирование в нем эстетических идеалов. Программа «Танцевальный коллектив « Dance Time» направлена на приобщение детей к танцевальному искусству, на эстетическое воспитание учащимися, на приобретение основ исполнения танцев, а также на воспитание нравственноэстетического отношения к танцевальной культуре. Задачи: Обучающие: достижение высокого исполнительского мастерства; овладение техникой и пластикой движений на основе классического танца; формирование музыкально-ритмических навыков; организация постановочной работы и концертной деятельности; Развивающие: развитие волевых качеств личности, памяти, навыков самоконтроля, образного мышления, воображения; развитие художественного вкуса; организация творческой деятельности воспитанников на основе полученных знаний. Воспитательные: воспитание на основе принципов толерантности и танцевальной творческой этики; воспитание выносливости, терпения, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности и инициативности. Требования к уровню знаний обучающихся, полученных в результате реализации программы. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей «Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают: в ценностно-ориентировочной сфере: программы - осмысленное восприятие танцевального искусства; - учебно-познавательный интерес к танцевальному материалу и решение новых задач; - развитие музыкальности, актерского мастерства используя многообразие стилей, форм хореографического искусства; - воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса на основе знакомства и изучения мировой художественной культуры; в трудовой сфере: - повышение работоспособности и уровня культуры исполнительского мастерства; в познавательной сфере: - участие в учебном и воспитательном процессах, в ходе реализации различных творческих задач, проектов; - самостоятельность, самоконтроль. Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Танцевальный коллектив « Dance Time» танцевального отражают; - анализ собственно учебной деятельности; - корректировка учебной деятельности, для достижения запланированных результатов; - проявление самостоятельности, творческой инициативы; - стремление к самостоятельному изучению информации о хореографическом искусстве, самообразование; - применение полученных знаний о хореографии для реализации собственного творческого потенциала; - взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности, участие в жизни кружка. Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей «Танцевальный коллектив « Dance Time» отражают: программы - интерес к танцевальным занятиям; - овладение практическими навыками и теоретическими знаниями, для реализации своего потенциала; - овладение исполнительским мастерством. Ожидаемые результаты и способы их проверки В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты. Учащийся будет знать: - единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях; - требования к внешнему виду на занятиях; - музыкальные размеры, темп и характер музыки; - хореографические названия изученных элементов. Учащийся будет уметь: - воспроизводить заданный ритмический рисунок; - владеть корпусом во время исполнения движений; - ориентироваться в пространстве; - координировать свои движения; - исполнять хореографический этюд в группе. - самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца и современной хореографии; - владеть исполнительским мастерством сценического танца. Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые. А также в ней предусмотрены занятия: теоретические, практические, комбинированные (объяснение материала, его закрепление, подведение итогов). Срок, объем учебной нагрузки и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения 102 часа, из расчета 3 часов в неделю. 2. Содержание программы. 2.1. Учебно-тематичекий план. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Темы, разделы Количество часов Теория Практика Всего 1. Ритмика, партер 3 18 21 2. Танцевальная импровизация 3 18 21 3. Элементы классического танца 3 18 21 4. Элементы современного танца 3 18 21 5. Постановочная работа - 18 18 12 90 102 ИТОГО: 3. Формы промежуточной аттестации и оценочные материалы Система оценки: балльно - уровневая. Усвоение программы учащихся предполагает 3 уровня: низкий, средний, высокий, для определения уровня по итогам аттестационных занятий выставляются баллы (0-1 балл, 2-4 балла, 5 баллов) На занятиях используются следующие виды учёта: текущий учёт (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учеников на каждом уроке); - итоговый учёт (открытые занятия, концерты, фестивали, конкурсы); конце каждого учебного года проводится отчетное занятие-концерт студии, в котором участвуют все группы. Отчетное занятие-концерт состоит из фрагментов занятий по основным разделам программы и концертных номеров студии. - На первом занятии с помощью контрольных упражнений определяется развитие танцевальных способностей учащихся: музыкальный слух, ритм, гибкость, эмоциональная отзывчивость и др. Также эта диагностика проходит в середине года (декабрь) и в конце года, где определяется результат обучения по программе за учебный год. Используя способ педагогического наблюдения в течение полугодия, педагог контролирует сформированность компетенций учащегося. В середине учебного года (в декабре) проводится промежуточная аттестация по пройденному материалу, на котором оцениваются теоретические знания и практическая подготовка учащихся. В конце каждого учебного года проходит комплексная проверка образовательных результатов. Она проходит в форме отчетного концерта. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе № п/п Темы, разделы Формы занятий проведения Дидактический материал итогов ТСО 1. 2. Ритмика, партер Танцевальная импровизация Групповое тренировка Реквизит коврики, скакалки) (мячи, Занятиеобручи, концерт репетиция магнитофон Занятие – фантазия Танцев. реквизит творческое магнитофон групповое 3. Элементы классического Творческое танца групповое Формы подведения Итоговое занятие по разделу концерт Видео материал иллюстрации Мини концерт - Мини концерт – магнитофон 4. 5. Элементы народного танца Постановочная работа Творческое Видео материал групповое иллюстрации репетиция магнитофон Занятие – репетиция творческое Танцевальный реквизит магнитофон аудиодиски, флешкарты с муз. материалом 4. Организационно-педагогические условия реализации программы: Концерт 4.1. Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – очная. Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные). Формы организации занятий: всем составом объединения, в группах или по подгруппам. Методы работы: 1. Словесные методы 2. Наглядные методы 3. Практический метод 4. Метод танцевального показа. 5. Театрализованный. 6. Игровой. Принципы реализации программы. Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала с возрастными и психологическими особенностями детей. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебновоспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в рамках образовательной программы обеспечивают принцип систематичности. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. С учетом уровня индивидуальной подготовленности учащегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует, прогнозирует его развитие. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления физического здоровья ребенка в процессе обучения. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно решать задачи познавательного характера. Принцип творческого сотрудничества: со сверстниками как партнер, со взрослыми в процессе обучения. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности по данной дисциплине. Принцип наглядности – в организации образовательного процесса с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. Принцип повторения - умения и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий. Принцип постепенности Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой. Принцип непрерывности выражает закономерности построения образовательного процесса как целостного процесса, связанного с принципом системного чередования отдыха и физических нагрузок. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу. Принцип цикличности - упорядочение процесса обучения. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка. В реализации программы используются личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. 4.2 Методическое обеспечение Научно-методическая литература, учебный, диагностический, дидактический материалы. 4.3. Материально-технические и кадровые ресурсы реализации программы. Кадровые ресурсы педагог-хореограф; Материально-технические ресурсы танцевальный зал, спортивный зал; форма и обувь для занятий; аудио-видео аппаратура; костюмерная; реквизит. Информационно-методические ресурсы учебно-методическая литература по профилю; дополнительная литература для детей и родителей; наглядные пособия, фотографии,грамоты; медицинские справки. Список литературы Нормативные документы 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015 годы» // Вестник образования России. 2015. №1. С. 24-39. 2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // #Вестник образования России. 2020. №24. С. 16-17. 3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. 2017. №6. С. 26-32 4. Концепция развития дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание. 2014. №6. С. 3 -10. 5. Лицензирование образовательной деятельности – новые требования // Нормативные документы ОУ. 2019. №5. С. 37. 6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политике. Указ Президента РФ от 7.05.2012г. №597 // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2012. №4. С. 25-28. 7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://dopedu.ru/ //Дополнительное образование и воспитание. 2013. №2. С. 9-13. //Вестник образования России. 2013. №1. С. 20-28. 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Вестник образовании России. 2018. №1. С. 20-28. 9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844) // Внешкольник. Дополнительное образование. 2006. №1. С. 19-20. 10. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 (вместе с #СанПин 2.4.4.3172-14)(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014.№33660) [Электронный ресурс]. 11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г.№ 273 – ФЗ» // Вестник образования России. 2012. №3/4. Литература 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. 2. Буданова Г. П. Материалы по определению качественного обучения дополнительном образовании. – М., 1999. 3. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. – М., 2014. 4. Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика. – Берлин, 1982. 5. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1999. в 6. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 2011. 7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1999. 8. Образовательная программа дополнительного образования детей «Хореографическая студия Эдельвейс». Москва, 2018. 9. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Москва, 2019. 10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 2001. Электронные ресурсы 1. 2. 3. 4. Видео учебник танцев Краткая энциклопедия танцев Музыка для танцев Танцы для детей: Внешний вид ребенка. Конкурсный костюм, прическа, обувь для детей